Значение метода проектов в процессе ознакомления с этнокультурой

Страница 2

1. наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы / задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения;

2. практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;

3. самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;

4. структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);

5. использование исследовательских методов, предусматривающих определённую последовательность действий:

ü Определение проблемы и вытекающих из неё задач исследования;

ü Выдвижение гипотез их решения;

ü Обсуждение методов исследования;

ü Обсуждение способов оформления конечных результатов;

ü Сбор, систематизация и анализ полученных данных;

ü Подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

ü Выводы и выдвижение новых проблем исследования;

Типология проектов

. Для типологии проектов предлагаются следующие типологические признаки:

Ø Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная и т.д.

Ø Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.

Ø Характер координации проекта: непосредственный, скрытый.

Ø Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона и т.д.)

Ø Количество участников проекта.

Ø Продолжительность проекта.

Реализация метода проектов на практике ведёт к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Функции учителя:

1) Помогает ученикам в поисках источников информации;

2) Сам является источником информации;

3) Поддерживает и поощряет учеников;

4) Поддерживает непрерывную обратную связь;

С точки зрения мотивации учебного процесса, любопытство, возможность провести исследование на иностранном языке являются важным фактором: изучаемый предмет становится, таким образом, интересной областью познания, которую учащиеся открывают не через сухой материал учебника, а через собственный опыт.

Проект – идеальный сознательный процесс обучения и воспитания. Участники занимаются тем, что им ближе. Оценивают они друг друга сами, т.е. нет страха перед преподавателем, который теперь выполняет роль советчика, помощника. Здесь отрицается стандартный, авторитарный, подход к обучению. В проектном методе инициативность и творческий подход ценятся превыше всего. Метод проектов охватывает когнитивную, моторную и аффективную области. Это система «голова – сердце – руки» в педагогическом и антропологическом смысле (Песталоцци), т.е. хорошего результата можно достичь лишь тогда, когда процесс обучения представляет собой сознательную деятельность, которая доставляет удовольствие, радость.

Данный метод позволяет обучать языку как социальному феномену. Поэтому работа над проектом имеет не только прагматический эффект, но и большую общеобразовательную значимость: он формирует у учащихся социальную компетенцию (умение самостоятельно действовать в социальных ситуациях), развивает чувство ответственности за конечный результат, умение публично выступать, чтобы провести презентацию результата. Работа над проектом есть процесс творческий. Учащиеся самостоятельно или под руководством учителя занимаются поиском, разрешения проблемы, личностно-значимой для них. Это требует от учащегося в подавляющем большинстве случаев самостоятельного переноса знаний, навыков и умений в новый контекст их использования. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что у школьников развивается креативная компетенция. В ходе выполнения проекта ученик активен, он проявляет творчество и не является пассивным (в лучшем случае только «внешне» активным) исполнителем воли учителя. Работая над проектом, каждый ученик, даже самый слабый в языковом отношении, менее активный в психологическом плане, имеет возможность проявить собственную фантазию и креативность, активность и самостоятельность. Проектная работа позволяет исключить формальный характер изучения языка (по принципу «надо знать») и активизирует их взаимодействие для достижения практического результата обучения. Проект в принципиальном плане меняет функциональные обязанности ученика и учителя. Первый активно участвует в выборе, организации и конструировании содержания обучения иностранному языку и конкретного урока; второй – выступает в роли консультанта, помощника, участника игр и занятий. Таким образом, на основании всего выше сказанного можно утверждать, что проектная работа придаёт процессу обучения и воспитания личностно-ориентированный и деятельностный характер и в полной мере отвечает новым целям обучения. Точных правил оценивания участников проекта нет. Европейские педагоги практикуют самооценивание. Иногда оценки оказываются завышенными, но это лишь усиливает позитивное отношение к творческому подходу в обучении у учащихся. Значит, в следующий раз учащиеся постараются приложить больше усилий и проявить больше активности в работе над проектом.

Страницы: 1 2 3 4


Актуально о образовании:

Подсистема художественного воспитания и образования в системе общего образования на современном этапе развития куль туры
По убеждению ученого у искусства особая миссия. Определяя одну из задач сознания как задачу на смысл, он считает, что: "Искусство и есть та единственная деятельность, которая отвечает задаче открытия, выражения и коммуникации личностного смысла действительности, реальности". Известно, что ...

Советская школа до начала 30-х гг
Уже в конце 1917 г. начала проводиться национализация всех типов учебных заведений. Школа была объявлена не только единой и трудовой, но и бесплатной, общеобязательной и общедоступной. Была заявлена преемственность ступеней образования, обеспечивалось равенство возможностей образования. Была осущес ...

Характеристика знаний и отношений детей к немецкой культуре
Экспериментальная часть работы проводилась на базе начальной школы №53, в классе продлённого дня, (дети 6–7 лет, 20 человек). Задачи констатирующего этапа 1. Выяснить отношение родителей к обучению детей немецкому языку. 2. Выявить знания и интерес детей к немецкой культуре. С этой целью проводилос ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru