Психологическая готовность ребенка к школе

Страница 2

Мы знаем, что дети старшего дошкольного возра­ста владеют рациональными способами обследования внешних свойств предметов, что позволяет им дифференцированно воспринимать сложные объекты. Дош­кольникам доступно понимание общих связей, прин­ципов и закономерностей, лежащих в основе научно­го знания, а не только усвоение конкретных представлений об окружающем мире. Однако доста­точно высокого уровня познавательной деятельности

дети достигают в том случае, если процесс обучения специально ориентирован на развитие мыслительных процессов. Преобладающим же в дошкольном возра­сте, как мы знаем, является образное мышление. Оно в первую очередь обеспечивает усвоение ребенком связей и отношений действительности. Именно на этот уровень мышления опирается в своей работе учитель начальных классов.

Важнейшим показателем интеллектуальной готовно­сти ребенка к школе является овладение им связной, грамматически и фонетически правильной речью: уме­ние не только понимать речь другого, но и самостоя­тельно строить предложения для своих мыслей, умение подбирать и произносить слова, умение различать на слух сходные звукосочетания.

К шести-семи годам происходит оформление основных элементов волевого действия: ребенок способен поста­вить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенное усилие в слу­чае преодоления препятствия, оценить результат сво­его действия. И хотя все эти компоненты, как мы уже говорили, еще недостаточно развиты, поведение старшего дошкольника отличается произвольностью. Он способен управлять своими движениями, внима­нием, преднамеренно заучивать стихотворение, пре­одолеть боль, подчинить свое желание необходимости что-либо сделать. Однако в педагогической работе со вчерашними дошкольниками учителю необходимо учи­тывать, что, во-первых, существуют индивидуальные различия в волевой готовности детей к школе и, во-вторых, требования к произвольности познавательной деятельности маленьких школьников увеличивать нужно постепенно, по мере того, как в самом про­цессе учения происходит ее совершенствование.

Завершая разговор о развитии ребенка в дошколь­ном возрасте, выделим основные психические новооб­разования дошкольника:

1) осознание ребенком себя, своего места среди лю­дей, своих действий, поступков, мыслей и чувств;

2) соподчинение мотивов, лежащих в основе волево­го поведения ребенка, которое начинает развиваться в дошкольном возрасте;

3) относительная произвольность психических про­цессов, составляющая основу его активной познаватель­ной деятельности;

4) формирование внутреннего плана действий, способ­ствующего переходу на качественно новый уровень всех познавательных процессов (восприятия, памяти, образно­го мышления, воображения), а также развитию его лич­ности (мира устойчивых чувств, рефлексии и т.д.);

5) развитие связной речи.

Страницы: 1 2 


Актуально о образовании:

Восприятие как свойство личности
В настоящее время восприятие изучено достаточно хорошо. С физиологической точки зрения восприятие – это целостное отражение отдельных предметов, объектов и явлений внешнего мира, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные уровни сенсорных систем. Восприятие ...

Организация, цель, задачи, принципы и методы изучения восприятия
зрение нарушение младший школьник Целью первого констатирующего экспериментального исследования явилось определение уровня зрительного восприятия у младших школьников с нарушениями зрения. В задачи данного исследования входили: 1. Изучить карты полного обследования исследуемых детей, особое внимани ...

Критерии оценивания проектов-заданий для школьников 2-4 классов
В данной главе мы рассмотрим критерии оценивания самого проекта-задания и критерии оценивания выполненных детских работ. Дирекция Интернет-фестиваля разрабатывает проекты-задания для детей младшего школьного возраста и оценивает их эффективность по аналитической карте. В первую очередь проекты-зада ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru