Опираясь на актив родителей, классные руководители ведут воспитательную работу с семьями, которые нуждаются в педагогической помощи. Родители-активисты могут оказать общественное воздействие на отцов и матерей, безответственно относящихся к воспитанию детей.
Большинство авторов различных публикаций отмечают только негативную роль противоречий между педагогами и родителями. Эти противоречия рассматриваются как фактор, препятствующий полноценному сотрудничеству школы и семьи в деле воспитания учащихся. Но Литарова и Аксюченко рассматривают их как ведущую движущую силу развития активного взаимодействия педагога и родителей в интересах формирования личности ребенка.
Отношения “учитель – родители” могут существовать и формироваться определенным образом и без прямых контактов их участников, т.е. опосредованно. Связующим звеном в этом случае становится ребенок. Однако отсутствие контактов чревато рядом негативных последствий, а именно:
- в отсутствии каких-либо контактов учителя с родителями их действия становятся разрозненными и несогласованными, что наносит ущерб обучению и воспитанию ребенка;
- представления учителя и родителей друг о друге складываются в этом случае только со слов ученика, а потому нередко приобретают искаженный характер;
- возникают чувства взаимного или одностороннего недовольства, пренебрежения, неприязни, что и приводит к конфликтам.
Расхождения во взглядах, действиях учителя и родителей порождаются разными причинами. Одни противоречия обусловлены трудностями и сложностями процесса воспитания и обучения. Другие противоречия в системе отношений “учитель – родители” могут быть вызваны культивированием различных типов взаимоотношений с ребятами в семье и школе. Так, бывает, что взаимоотношения членов семьи строятся на чисто человеческих чувствах, а отношения между учителем и учеником, учителем и родителями – сугубо официальные, деловые.
Следующая группа противоречий связана с разным уровнем педагогической подготовки сторон. Педагогическая деятельность учителя носит профессиональный характер, а воспитательная деятельность родителей определяется исходя из их житейских представлений. Названное противоречие выдвигает на первый план задачу выравнивания уровня педагогических знаний учителя и родителей. Решить ее могут помочь:
- организация педагогического всеобуча (педагогические академии для родителей, практикумы);
- проведение анкетирования, тестирования, опросов;
- обмен положительным опытом воспитания детей в семье;
- анализ педагогических ситуаций;
- включение родителей в реальную жизнь класса.
Следующие противоречия системы отношений “учитель – родители” могут быть вызваны различиями в информированности сторон о ребенке. Их разрешение через непосредственные контакты дает возможность и учителю, и семье по-новому взглянуть на развивающуюся личность ученика, найти новые пути взаимодействия с ребенком.
Чтобы избежать эти противоречия учителю поможет опрос на следующие нравственные нормы:
- чувство ответственности перед родителями учащихся за обучение и воспитание их детей, за их психолого-педагогическую компетентность;
Актуально о образовании:
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме обучения детей иностранному
языку
Экономический рост и развитие торговых отношений между различными странами выдвигает на первое место вопрос о межнациональном общении. Уже в прошлом столетии многие педагоги задумывались над проблемой обучения детей иностранному языку. Тихеева Е.И. в своей книге «Развитие речи детей» говорит о том, ...
Эффективность уроков, проведенных по модульной
технологии
Педагогические исследования шести разработанным модульных уроков по темам: "Коррозия металлов", "Соединения металлов. Оксиды и гидроксиды металлов", "Соли металлов", "Качественное обнаружение металлов", "Нахождение металлов в природе", "Практич ...
Сравнение нормы с ОНР у детей в дошкольном возрасте
Одним из компонентов всестороннего изучения детей (их речевых и не речевых процессов, сенсомоторной сферы, интеллектуального развития, личностных особенностей и т. д.) является логопедическое обследование. Его цель – установить, какое речевое нарушение имеется у ребенка, определить его характер и с ...