Работа с учениками

Страница 3

Делая попытки классифицировать формы воспитательной работы, следует также иметь в виду, что существует такое явление, как взаимопереход форм из одного типа в другой. Так, рассматриваемые чаще как мероприятия, могут стать коллективным творческим делом, если эти формы будут разработаны и проведены самими детьми.

Многообразие форм и практическая необходимость постоянного их обновления ставит педагогов перед проблемой их выбора. В педагогической литературе можно найти описание различных форм проведения классных часов, конкурсов, сценариев и т.д.

Часть педагогов получает удовлетворение, работая по чужим сценариям. В то же время использование готового сценария – в большинстве случаев не только бесполезное, но и вредное явление. В этой ситуации педагог (организатор) навязывает участникам работы кем-то придуманное, на кого-то ориентированное мероприятие. При этом он становится объектом замысла других людей, в такую же объективную позицию ставит и участников проводимой работы, что тормозит проявление и развитие творческих способностей, самостоятельности, лишает их возможности проявить и удовлетворить свои потребности.

Для педагога-гуманиста, очевидно, что строить работу с детьми по чужим сценариям нецелесообразно. Однако нельзя отрицать возможность использования описаний уже созданных и апробированных на практике форм воспитательной работы. Особенно это необходимо для начинающих организаторов воспитательной работы, как для педагогов, так и для самих детей, которые, знакомясь с опытом других, могут выбрать для себя идеи и способы организации деятельности. В таком поиске может быть создана новая форма, отражающая интересы и потребности педагогов и детей. Только этим может быть оправдана публикация в педагогической литературе разработок и сценариев различных мероприятий.

Можно заимствовать идеи, отдельные элементы используемых в практике форм, но для каждого конкретного случая выстраивается своя, вполне определенная, форма работы. Поскольку каждый ребенок и детское объединение уникально, следовательно, формы работы по своему содержанию и построению неповторимы.

Предпочтительным является тот вариант, когда форма воспитательной работы рождается в процессе коллективного осмысления и поиска всех участников работы и педагогов, и школьников, а в ряде случаев и родителей.

И все-таки вопрос о выборе форм работы с учащимися встает, прежде всего, перед классным руководителем. При этом целесообразно руководствоваться следующими положениями:

1. учесть воспитательные задачи, определенные на очередной период работы (год, четверть); каждая форма работы должна способствовать их решению;

2. на основе задач определить содержание работы, основные виды деятельности, в которые целесообразно включить детей;

3. составить набор возможных способов реализации намеченных задач, форм работы с учетом:

- принципов организации воспитательного процесса;

- возможностей, подготовленности, интересов и потребностей детей;

- внешних условий (культурные центры, производственное окружение);

- возможностей педагогов, родителей.

4. организовать коллективный с участниками работы поиск форм на основе коллективного целеполагания, при этом продумать способы:

- обогащения опыта детей новыми идеями, формами, например, через обращение к опыту других, изучение опубликованных материалов, постановку конкретных вопросов и т.д.;

- проверки подготовленных педагогом вариантов форм.

5. В процессе поиска и выбора важно обеспечить непротиворечивость содержания и форм воспитательной работы.

Конструирование новой формы может идти от известной, но она при этом наполняется новым содержанием. Например, выбирается конкурс, КВН или тематический вечер. Затем решается вопрос о том, чему они будут посвящены, каким будет содержание.

Страницы: 1 2 3 4


Актуально о образовании:

Специфика восприятия дошкольниками формы, величины, цвета предметов, их пространственного расположения
Изобразительная деятельность – это специфическое, образное познание действительности. Поэтому она имеет большое значение для умственного воспитания детей. Создание изображения ставит перед ребёнком ряд задач, без решения которых процесс рисования, лепки не может быть успешным. Так, для того чтобы и ...

Анализ результатов работы по формированию графо-моторного навыка
Целью контрольного эксперимента является оценка эффективности проведенной коррекционно-педагогической работы по формированию графо-моторных навыков у дошкольников с ОНР. Контрольный эксперимент проводился в конце апреля 2011 г. Выполнение методики оценки графо-моторной функции по М.М. Безруких у де ...

Методика обучения младших школьников решению простых и составных текстовых задач
Задачи бывают простые и составные по числу действий, выполняемых для их решения. Задача называется простой, если для ее решения нужно выполнить один раз какое-либо арифметическое действие. Задача называется составной, если для ее решения нужно выполнить несколько арифметических действий (неважно, о ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru