Внеурочная работа по астрономии

Страница 2

В качестве примера рассмотрим использование этого метода при изучении темы «Природа Лунных кратеров».

В процессе вводной части занятия, опираясь на результаты собственных наблюдений, анализируя профессиональные снимки Луны, ребята устанавливают, что наиболее характерной формой лунного рельефа являются кратеры. Обучающиеся самостоятельно делают выводы о разновидностях кратеров, их размерах и степени их сохранности. В итоге ребята должны сделать общий вывод о разновидностях форм лунного рельефа.

Руководитель предлагает обучающимся сформулировать гипотезы о происхождении лунных кратеров. Обычно выдвигают два пути образования – ударный и вулканический. Далее рекомендуется разделить ребят на два коллектива, которые должны предложить и обосновать методы и средства проверки выдвинутых гипотез.

Далее осуществляется реферирование книг и статей, поиск ответов в сети INTERNET по данному вопросу.

Следующий этап – обсуждение прочитанного материала на семинаре.

Затем оба коллектива формулируют задачи и возможные технические средства экспериментов и исследований, которые целесообразнее всего использовать для уточнения картины образования и эволюции лунных кратеров.

Руководителю необходимо проследить за тем, чтобы основная информация, основные выводы и достижения были записаны в тетрадях обучающихся. В ходе решения проблем ребята могут советоваться с руководителем, который должен направлять их на верный путь решения. Но с другой стороны, чем большей самостоятельности достигнут ребята, тем в большей мере юные астрономы овладеют исследовательским уровнем понимания и решения данного проблемного задания.

Также можно организовать раздельно кружки для V-VI классов, VII-VIII классов и IX-XI классов. В кружке младших школьников занятия можно проводить в форме бесед учителя об элементарных астрономических понятиях, излагаемых в занимательной форме. Наблюдения неба носят обзорный характер. В кружке VII-VIII классов можно практиковать доклады учащихся по изучаемым темам, которые готовятся под руководством учителя. Наблюдения приобретают систематический характер. Для них нужны необходимые принадлежности и приборы. В старших классах уже преобладает самостоятельная работа учащихся с углубленным изучением элементарной теории и практическими занятиями. В наблюдения вносится элемент исследовательского поиска.

Занятие каждого кружка рекомендуется проводить один раз в неделю продолжительностью 1-2 академических часа. Не лишним вести журнал учета посещаемости и содержания занятий, выпускать стенгазету или небольшую брошюру кружка.

Помимо занятий в астрономических кружках, очень полезны экскурсии в научно-исследовательские институты, астрономические и геофизические обсерватории, планетарии. Такие экскурсии лучше проводить специалистам этих учреждений после предварительной беседы с учителем об учебно-воспитательных задачах экскурсии. Экскурсии должны быть незатяжными и знакомить учащихся только с доступной их пониманию информацией, без лишних деталей.

По желанию учителя и учащихся в любой школе могут проводиться факультативные занятия по астрономии. Такие занятия можно проводить по любой астрономической теме.

Методика проведения факультативных занятий существенно отличается от обычных уроков и кружковой работы. Она является связующим звеном между формами учебных и кружковых занятий, лекциями и семинарами, лабораторными и практическими работами.

Страницы: 1 2 3


Актуально о образовании:

Возможные пути наиболее эффективной организации урока иностранного языка
Экспериментальное обучение проходило на базе 6 «б» класса, гимназии № 14. В гимназии обучение организовано по современной системе диагностических знаний учащихся – используется перекрестный рейтинговый контроль. Учащиеся изучают 2 иностранных языка. С первого класса – английский, с пятого класса – ...

Физическое воспитание детей-инвалидов
Физическая культура – это особая и самостоятельная область культуры, которая приобретает ряд специфических черт в приложении к инвалидам различных групп, занимающихся физическими упражнениями и массовым спортом. Обеспечивая развитие двигательного аппарата, укрепляя здоровье, повышает работоспособно ...

Формы организации учебной деятельности на уроке
В поисках путей более эффективного использования структуры уроков разных типов особую значимость приобретает форма организации учебной деятельности учащихся на уроке. В педагогической литературе и школьной практике приняты в основном три таких формы – фронтальная, индивидуальная и групповая. Первая ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru