Подготовка к эксперименту, его описание, содержание по выявлению знаний детей о синонимах

Новое о образовании » Формирование лексических умений младших школьников при работе с синонимами имен прилагательных » Подготовка к эксперименту, его описание, содержание по выявлению знаний детей о синонимах

Страница 1

Экспериментальная работа проводилась в 4 классе СШ № 39 х. Трудобеликовского. Класс обучается по программе четырехлетней начальной школы. Система уроков русского языка проводится по учебнику Т.Г. Рамзаевой «Русский язык 4 класс четырехлетней начальной школы» (М., 2002 г.) в соответствии с программой по русскому языку для четырехлетней школы (автор Т.Г. Рамзаева).

В классе 24 человека. Из них, по нашим наблюдениям, по русскому языку занимаются на «отлично» - 7 детей, на «хорошо» - 13 детей, на «удовлетворительно» - 4 детей.

Общий уровень успеваемости по остальным предметам (кроме русского языка) такой же: на «отлично» учится 7 детей, на «хорошо» - 13 детей, на «удовлетворительно» - 4 детей.

Целью подготовительного (констатирующего) эксперимента мы определили следующее: установить уровень сформированности умения учащихся подбирать имена прилагательные близкие по смыслу.

Задача эксперимента: проверить богатство словарного запаса школьников.

Для проведения эксперимента выбрана фронтальная форма работы в классе. Тестирование учеников проводилось на индивидуальных карточках. После объяснения учителем задания, дети приступили к самостоятельной работе. Дополнительных указаний и помощи не проводилось. Пояснение к работе были следующие:

- Дети, у вас на столах листки, на них написано пять слов. Вам надо к каждому слову написать близкое по смыслу слово. Например: страшный – жуткий. Слово жуткий близкое по смыслу слову страшный. Теперь прочтите остальные слова, которые вам даны, и приступайте к выполнению задания.

Образец карточки дан в Приложении № 1.

Анализ итогов констатирующего эксперимента. Качественная характеристика.

Экспериментальная проверка словарного запаса синонимов имени прилагательного показала, что с подбором синонимов (без употребления термина), в основном, дети справились. Наиболее простым заданием оказался подбор синонимов прилагательных сырой и жирный. Это объясняется наибольшей частотностью употребления данных прилагательных в ежедневной бытовой жизни каждого ребенка. На правильность выполнения этих заданий не оказали влияния такие факторы как общий уровень успеваемости, социально-бытовое окружение, начитанность детей.

При выборе синонимов к слову небогатый интересным оказался факт лучшего понимания семантики слова и более точных ответов у детей из малообеспеченных семей. Возможно, на это повлияло социальное положение учащихся.

Явно проявился уровень общей языковой грамоты в результате подбора слова, близкого по значению слову громадный не смогли подобрать синонимическую пару из наиболее слабых по русскому языку учеников.

Наиболее трудное в синонимическом отношении оказалось для 4 класса слово противный. Из 24 детей только 4 детей дали правильные ответы. Судя по неверным синонимическим решениям, дети не понимают в большей части класса, само лексическое значение слова противный, что говорит о языковой неподготовленности, малой начитанности детей и отсутствии ситуаций упражнений в употреблении этого понятия детьми на уроках.

Все задания были проверены, по результатам выполнения была составлена свободная таблица, и полученные результаты отражены в диаграмме. Таблица дана в Приложении № 1.

Таким образом, можно сделать следующий вывод:

1. Работа в целом выполнена удовлетворительно, так как основная часть детей с предложенным заданием справилась.

2. У меньшей части детей при выполнении некоторых заданий возникли трудности, поэтому необходимо провести ряд упражнений для укрепления и дать понятие, то такое синонимы.

3. С учащимися, которые не смогли, затруднились ответить на вопросы задания, следует провести дополнительную, индивидуальную работу.

Для этого проводили формирующий (обучающий) эксперимент.

Исходя из всего этого, в формирующем эксперименте следовало бы обратить внимание на целенаправленное систематическое рассмотрение и активизацию словарного запаса детей, исходя из требований программы по русскому языку для 2 класса четырехлетней начальной школы, где в разделе «Слово» указано, что учащиеся должны знать: «имена прилагательные, близкие по смыслу». Эта работа является пропедевтической для 3-4 класса четырехлетней начальной школы, программа которого в разделе «Лексика» требует понятийного освоения синонимов.

Страницы: 1 2


Актуально о образовании:

Сущность самостоятельной работы студентов
Новые методы обучения основательно и фундаментально готовят студентов к самостоятельной работе не с отдельными параграфами и главами, а по учебному плану в целом, особенно с первоисточниками. Самостоятельная работа в новой методике не самоцель, а средство формирования самостоятельной личности студе ...

Методы проблемного обучения
Метод обучения представляет собой систему организации взаимодействия преподавателя и учащихся, призванную обеспечивать достижение педагогических целей. В зависимости от целей исследования методы обучения классифицируются в педагогической литературе по различным критериям: по источникам передачи сод ...

Анализ результатов диагностики особенностей лексической стороны речи детей контрольной группы
В экспериментальном исследовании с целью изучения особенностей лексической стороны речи у детей 5 - 6 лет мы применили диагностические методики Е.Ф. Архиповой[2] «Исследование семантической структуры слова и лексической системности»: · методика №1 «Классификация понятий», · методика № 2 «Подбор ант ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru