Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста в процессе освоения образовательной области "Художественное творчество"

Новое о образовании » Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста в процессе освоения образовательной области "Художественное творчество"

Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность, развивается познавательный интерес детей и любознательность.

Интерес к изучаемой нами проблеме обусловливается, в настоящее время, гуманистическими задачами более полного раскрытия индивидуальности развивающейся личности, ее творческого потенциала.

Задачу формирования активной, самостоятельной, творческой личности необходимо решать уже в работе с младшими дошкольниками. Исследования психологов доказывают, что в этот период открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности, творчества .

Своевременное развитие самостоятельности расширяет возможности познания, общения, подготавливает успешное вхождение ребенка в ситуацию школьного обучения.

Детское художественное творчество выявляет не только общие психологические черты ребенка периода дошкольного детства, но и некоторые особенности, общие для всех видов его деятельности в этот период. В связи с этим следует шире понимать воспитательные возможности художественного творчества, не сводя их к развитию умений и навыков. Именно поэтому его следует рассматривать как специфическую подсистему более общей системы – дошкольного детства, а воспитание, обучение и развитие ребенка в ее условиях – в теснейшей взаимосвязи с общей воспитательной работой, со всеми видами и сферами жизнедеятельности детей.

Изобразительная деятельность наряду с игрой – одна из наиболее предпочитаемых детьми в свободное время. Однако анализ массовой практики показывает, что при отсутствии развивающего обучения самостоятельная деятельность нередко носит репродуктивный характер: дети рисуют наизусть то, что умеют. Если проанализировать рисунки детей, выполненные в свободное время, то, как правило, по тематике и способу изображения они сходны с темами занятий. Таким образом, обучение ориентированное на развитие самостоятельности и творчества, непременное условие становления художественной деятельности.

В связи с этим, цель данного исследования

– изучить особенности развития самостоятельности у детей младшего школьного возраста в процессе освоения образовательной области художественного творчества.

Объект

исследования: процесс развития самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста.

Предметом

исследования – процесс развития самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста посредством освоения образовательной области «Художественное творчество».

Задачи:

1. Изучить состояние проблемы развития самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов.

2. Изучить содержание образовательной области «Художественное творчество» в программе «Детство».

3. Выявить особенности развития самостоятельности у детей младшего школьного возраста в процессе освоения образовательной области художественного творчества.

4. Подобрать методики диагностики уровня развития самостоятельности у детей младшего школьного возраста.

5. Разработать рекомендации педагогам по использованию возможностей образовательной области «Художественное творчество» в развитии самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста

В связи с поставленной целью, задачами, объектом и предметом исследования нами была выдвинута следующая гипотеза

: содержание образовательной области «Художественное творчество» в программе «Детство» позволяет развивать самостоятельность у детей младшего дошкольного возраста.

Методы исследования.

Теоретические: анализ, синтез, обобщение, классификация.

Эмпирические: эксперимент, анкетирование, беседа.

Эмпирическая база исследования

. Исследование проводилось в МДОУ «Детский сад №112» г. Омска в августе-сентябре 2011 года. Всего в исследовании приняло участие 15 детей младшего дошкольного возраста и 2 воспитателя 2-ой младшей группы.

Практическая значимость.

Результаты исследования могут быть использованы воспитателями дошкольных учреждений при планировании развивающей работы с детьми младшего дошкольного возраста.


Актуально о образовании:

Методики диагностики уровня развития самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста
На основе изученной литературы, мною была составлена следующая анкета для воспитателей младшей группы детского сада по поводу сформированности умений у детей младшего дошкольного возраста в художественном творчестве. Анкета для воспитателей. На основе наблюдения оцените следующие умения по пятибалл ...

Контроль понимания текста
Как проводить контроль понимания читаемого? Есть несколько способов, и я приведу некоторые из них. 1. Нахождение учащимися в тексте предложений, которые являются ответами на вопросы, предъявленные им до чтения или после чтения. 2. Ответы учащихся с опорой на текст, на вопросы учителя, заданные им д ...

Социокультурные факторы, влияющие на становление интеллекта
Необходимыми элементами структуры социокультурной среды является система отношений, культура, пространство деятельности и временная организация жизни, или пространственно-временной хронотип, где образовательное учреждение занимает свое место. Социокультурная среда, таким образом, понимается как мно ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru