формирование самосознания, чувства собственного достоинства, ценностного отношения к собственной жизни, потребности и готовности планирования и реализации прогрессивных жизненных целей, способности к самопознанию, самоопределению, самореализации, саморегуляции и объективной самооценке;
формирование нравственной культуры личности, опыта общественного поведения, соответствующего гуманистическим нравственным нормам;
воспитание гражданских чувств, качеств и поведения;
умственное воспитание, формирование опыта познавательной деятельности, знаний, умений и навыков, способности к творчеству, потребности в непрерывном образовании и самообразовании;
развитие культуры чувств и опыта межличностного общения;
экологическое воспитание и образование;
эстетическое воспитание, приобщение личности к общечеловеческим ценностям и традициям;
формирование готовности к семейной жизни, семейно-бытовой, половой и сексуальной культуры;
физическое воспитание, развитие потребности в здоровом образе жизни;
формирование положительного отношения к труду и готовности к трудовой деятельности.
Воспитательный процесс направлен не только на воспитание, но и на перевоспитание — корректировку поведения ребенка, устранение ошибочных суждений и оценок, преодоление девиантного (отклоняющегося) поведения. Перевоспитание начинается с определения уровня воспитанности и причин неправильного поведения и выработки на этой основе программы.
Процесс воспитания должен привести личность к необходимости и потребности в самовоспитании — сознательной и целенаправленной деятельности по формированию у себя определенных социально значимых качеств и преодолению негативных. Самовоспитание связано с наличием у личности истинного знания о себе, правильной самооценки, самоосознания, четко поставленных целей, идеалов, личностных смыслов, что формируется в процессе воспитания .
Объективный воспитательный процесс практически реализует такое общественное явление, как воспитание, в его движении и развитии. В нем выявляются его структурные составляющие и та основная «клетка», в которой или благодаря которой осуществляются изменения в человеке, происходит формирование его личности. А.С. Макаренко дал следующее определение объективного воспитательного процесса: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги. Со всем сложнейшим миром окружающей деятельности ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребенка. Весь этот «хаос» не поддается как будто никакому учету, тем не менее он создает в каждый данный момент определенные изменения в личности ребенка. Направить это развитие и руководить им — задача воспитателя».
Актуально о образовании:
Основные тенденции развития специализированного профессионального
образования Советского района
Особого внимания требует вопрос о тенденциях развития специализированного профессионального образования. Это связано с тем, что школы в настоящее время работают над проектом «Профильное обучение», одной из целей которого является: расширение возможностей социализации учащихся, эффективной подготовк ...
Применение интерактивных форм, методов и приёмов на
уроках технологии
Скажи мне - и я забуду; покажи мне и я запомню; дай сделать - и я пойму. Китайская притча В своей работе автор использует следующие интерактивные формы обучения: игра как средство интерактивного обучения; личностно-ориентированный подход; проблемно-задачный подход; ИКТ как приём представления матер ...
Проблема школьной тревожности в психологии
Тревожность как психическое свойство имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в ее содержании, источниках, формах проявления и компенсации. Для каждого возраста существуют определенные области действительности, которые вызывают повышенную тревогу у большинства детей, вне зависим ...