Контроль понимания текста

Страница 2

Если на первых порах обучения чтению учащихся в силу ограниченности лексического запаса и грамматических знаний читаются очень несложные тексты, то с ростом знаний и навыков они постепенно начинают читать тексты, содержание которых имеет познавательную ценность и воспитательное значение.

Чем выше развиты навыки чтения и умение понимать читаемое, тем большее наслаждение ученики получают от чтения. Чтобы добиться этого, учитель должен разбираться в психологических закономерностях, характеризующих этот процесс.

Работа по развитию понимания текста должна строиться на основе формулы понимания, т.е. соотношения связи «текст-чтец».

Известно, что смысловая сторона речевого сообщения носит категориальный характер. Всякий текст создается не ради самого себя, а имеет коммуникативную ценность, т.е. сообщает что-то с определенным отношением к высказываемому со стороны автора текста, с другой стороны - имеет целью воздействия на чтеца.

Обучая чтению, учитель должен всегда заботиться, чтобы информация, излагаемая в тексте, была доступна учащимся. Поэтому ему следует внимательно относиться к подбору текстов, исходя из этих психологических закономерностей, как зависимость текста от его композиционно-смысловой информации, определенная насыщенность текста неизученными языковыми явлениями.

Учителю следует так организовать процесс чтения, чтобы вызвать у учащихся оптимальную концентрацию и правильное распределение внимания, а также обеспечить условие наиболее продуктивной мыслительной деятельности, т.е. деятельности памяти и воображения. Все это будет способствовать успешному пониманию текста. А это зависит от того, насколько сам учитель владеет способами проверки понимания прочитанного. Чем разнообразнее будут способы проверки понимания, тем интереснее будет протекать работа учащихся с текстом. Все это в целом повысит эффективность процесса обучения чтению.

В результате психологически обоснованного обучения чтению учащиеся приобретут совершенное владение механизмом чтения.

Страницы: 1 2 


Актуально о образовании:

Историко-педагогический анализ проблемы формирования умений решать текстовые задачи
Проблема формирования умений решать текстовые задачи учащихся является актуальной на протяжении становления и развития педагогической науки. С давних пор педагогов и воспитателей интересовал вопрос о роли текстовых задач в обучении. Решение текстовых задач играет в математическом образовании очень ...

Физические качества, развиваемые при помощи физических упражнений
Под физическими качествами понимают социально обусловленные совокупности биологических и психических свойств человека, выражающие его физическую готовность осуществлять активную двигательную деятельность. К числу основных физических качеств относят силу, выносливость, ловкость, гибкость и т. д. От ...

Понятие «педагогическая поддержка» в психолого-педагогической литературе
Термин «педагогическая поддержка» является относительно новым. Под ним понимается система совместной деятельности педагога и ученика, направленная на сохранение самости последнего и ставящая целью поддержать его в процессах «само». В «Толковом словаре» С.И. Ожегова читаем: «Поддержка – помощь, соде ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru