Влияние легкоатлетических упражнений на состояние организма

Новое о образовании » Занятия по лёгкой атлетике в школе » Влияние легкоатлетических упражнений на состояние организма

Страница 2

Для предотвращения гравитационного шока после интенсивного бега спортсменам не следует сразу останавливаться и стоять на месте, а наоборот, некоторое время они должны находиться в движении (бегать, ходить). Физические упражнения субмаксимальной интенсивности (средние дистанции). Длительность работы при циклических упражнениях субмаксимальной интенсивности колеблется от 45 секунд до 6 минут.

К средним дистанциям относятся легкоатлетический бег на 400, 800, 1000 и 1500 м, плавание на 100— 400 м, гребля на 1500—2000 м, бег на коньках на 1000— 1500 м, велосипедные гонки на 1000—3000 М. При средних дистанциях деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной системы достигает максимальных пределов. У тренированных людей легочная вентиляция возрастает до 70—140 л в минуту, поглощение кислорода до 3,5—5,5 л в минуту, ударный объем сердца достигает 150—210 мл, пульс учащается до 180—210 ударов в минуту, артериальное давление повышается до 160—240 мм рт. ст., минутный объем сердца увеличивается до 30—40 л. Восстановительный период по потреблению кислорода, частоте пульса длится от 1 до 2 часов. Наблюдают резкие биохимические сдвиги в составе крови.

При работе субмаксимальной интенсивности очень часто возникает особое состояние, известное под названием мертвой точки и второго дыхания. Сущность этого явления заключается в следующем: спортсмен во время бега, плавания, гребли и т. д. (обычно требуется не меньше 40 секунд интенсивной мышечной деятельности) начинает ощущать сильную усталость, появляется чувство стеснения в груди, удушья, тяжести в ногах, возникает труднопреодолимое желание прекратить соревнование. При таком состоянии пульс достигает 200 ударов в минуту и более, дыхание резко нарушается (одышка), артериальное давление значительно повышается (рис. 55). Мобилизуя всю волю, опытный спортсмен преодолевает такую «мертвую точку» и через некоторое время ощущает значительное облегчение: дыхание становится глубоким и ровным, как бы открывается «второе дыхание», и спортсмен успешно заканчивает дистанцию.

В настоящее время это явление рассматривают как следствие нарушений в согласованной деятельности всех систем, участвующих в данном двигательном акте. Возникновение «мертвой точки» представляет собой временное нарушение динамического стереотипа (А. Н. Крестовников).

А. И. Ройтбак и Б. В. Таварткиладзе, основываясь на данных энцефалографии, электрокардиографии и электропневмографии, пришли к выводу, что «мертвая точка» представляет собой широкую дискоординацию функций и вызывает возникновение глубокого охранительного торможения коры больших полушарий. Наступление «второго дыхания» они считают результатом ослабления коркового торможения и восстановления нарушенных функций.

Физические упражнения большой интенсивности (длинные дистанции). К таким упражнениям относятся все физические упражнения спортивного характера длительностью от 5 до 20—30 минут (легкоатлетический бег на 3—5 км, гребля на 1,5—2 км, бег на лыжах 5 км, гребля на 1,5—2 км, плавание на 800 м, велогонки на 10—20 км и др.). По своему влиянию эта работа сходна с работой средней интенсивности, однако физические упражнения большой интенсивности вызывают более резкие изменения со стороны различных функций организма. Несмотря на почти предельное усиление деятельности систем дыхания, кровообращения, потребность организма в кислороде полностью не удовлетворяется, и в каждый момент деятельности образуется и постепенно нарастает кислородный долг, в связи с чем в мышцах и крови накапливаются продукты обмена. При работе большой интенсивности чacто возникает «мертвая точка». Восстановительный период длится несколько часов, а иногда может затягиваться свыше суток.

Физические упражнения средней интенсивности (сверхдлинные дистанции). К таким упражнениям относятся все физические упражнения спортивного характера длительностью от 30—40 минут до нескольких часов (спортивная ходьба на 10, 20, 30 и 50 км, легкоатлетический бег на 20, 25, 30 км и 42 км 195 м, так называемый марафонский бег, велосипедные гонки на 50, 100 и 200 км, бег на лыжах на 10, 15, 18,30 и 50 км, плавание на 5 км и больше и некоторые другие).

Участие в соревнованиях на сверхдлинные дистанции предъявляет высокие требования к организму, в первую очередь к центральной нервной системе. Требуется высокой степени уравновешенность возбудительно-тормозных процессов, обусловливающих согласованность в деятельности отдельных органов и систем.

Большие изменения наблюдают в крови. Так, в частности, падает содержание сахара в крови в 2 раза, что может повести к тяжелым нарушениям в центральной нервной системе и снижению общей работоспособности, поэтому на всех соревнованиях на сверхдлинные дистанции принято проводить углеводное подкармливание спортсменов в пути.

Характерным показателем работы умеренной силы является относительно небольшая величина кислородного долга, так как кислородный запрос покрывается потреблением кислорода во время работы. Пульс учащается до 140—180 ударов в минуту, систолический объем увеличивается до 80—120 см*, минутный объем сердца колеблется от 15 до 20 л, максимальное артериальное давление повышается на 15—30; минимальное снижается или повышается на 5—10 лш рт. ст. Продолжительность восстановительного периода находится в зависимости от длины дистанции. Работоспособность после сверхдлинных дистанций восстанавливается лишь через 1—2 суток.

Страницы: 1 2 3


Актуально о образовании:

Ориентированный процесс случайного блуждания как метод прогнозирования
Применение аналитических и статистических моделей связано с априорным поиском структуры этих моделей чаще всего при ограниченной информации о характере развития процесса. Определение параметров статистической модели и оценка точности прогноза требуют к тому же наличия необходимых статистических дан ...

Приемы работы над беспереводным пониманием читаемого
Понимание является решающим моментом чтения. Понять текст -значит сделать его содержание своим достоянием, познать мысли, чувства и волю автора, сделать для себя выводы и поступать соответственно им. Тексты, с которыми имеют дело учащиеся, прежде всего различаются по своей информационной насыщеннос ...

Закономерности воспитательного процесса
Воспитательный процесс, являясь частью целостного педагогического процесса, подчиняется его общим закономерностям, но, кроме того, имеет ряд специфических закономерностей Ведущей и основополагающей закономерностью личностно ориентированного воспитательного процесса можно считать следующую: Чем выра ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru