Влияние легкоатлетических упражнений на состояние организма

Новое о образовании » Занятия по лёгкой атлетике в школе » Влияние легкоатлетических упражнений на состояние организма

Страница 2

Для предотвращения гравитационного шока после интенсивного бега спортсменам не следует сразу останавливаться и стоять на месте, а наоборот, некоторое время они должны находиться в движении (бегать, ходить). Физические упражнения субмаксимальной интенсивности (средние дистанции). Длительность работы при циклических упражнениях субмаксимальной интенсивности колеблется от 45 секунд до 6 минут.

К средним дистанциям относятся легкоатлетический бег на 400, 800, 1000 и 1500 м, плавание на 100— 400 м, гребля на 1500—2000 м, бег на коньках на 1000— 1500 м, велосипедные гонки на 1000—3000 М. При средних дистанциях деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной системы достигает максимальных пределов. У тренированных людей легочная вентиляция возрастает до 70—140 л в минуту, поглощение кислорода до 3,5—5,5 л в минуту, ударный объем сердца достигает 150—210 мл, пульс учащается до 180—210 ударов в минуту, артериальное давление повышается до 160—240 мм рт. ст., минутный объем сердца увеличивается до 30—40 л. Восстановительный период по потреблению кислорода, частоте пульса длится от 1 до 2 часов. Наблюдают резкие биохимические сдвиги в составе крови.

При работе субмаксимальной интенсивности очень часто возникает особое состояние, известное под названием мертвой точки и второго дыхания. Сущность этого явления заключается в следующем: спортсмен во время бега, плавания, гребли и т. д. (обычно требуется не меньше 40 секунд интенсивной мышечной деятельности) начинает ощущать сильную усталость, появляется чувство стеснения в груди, удушья, тяжести в ногах, возникает труднопреодолимое желание прекратить соревнование. При таком состоянии пульс достигает 200 ударов в минуту и более, дыхание резко нарушается (одышка), артериальное давление значительно повышается (рис. 55). Мобилизуя всю волю, опытный спортсмен преодолевает такую «мертвую точку» и через некоторое время ощущает значительное облегчение: дыхание становится глубоким и ровным, как бы открывается «второе дыхание», и спортсмен успешно заканчивает дистанцию.

В настоящее время это явление рассматривают как следствие нарушений в согласованной деятельности всех систем, участвующих в данном двигательном акте. Возникновение «мертвой точки» представляет собой временное нарушение динамического стереотипа (А. Н. Крестовников).

А. И. Ройтбак и Б. В. Таварткиладзе, основываясь на данных энцефалографии, электрокардиографии и электропневмографии, пришли к выводу, что «мертвая точка» представляет собой широкую дискоординацию функций и вызывает возникновение глубокого охранительного торможения коры больших полушарий. Наступление «второго дыхания» они считают результатом ослабления коркового торможения и восстановления нарушенных функций.

Физические упражнения большой интенсивности (длинные дистанции). К таким упражнениям относятся все физические упражнения спортивного характера длительностью от 5 до 20—30 минут (легкоатлетический бег на 3—5 км, гребля на 1,5—2 км, бег на лыжах 5 км, гребля на 1,5—2 км, плавание на 800 м, велогонки на 10—20 км и др.). По своему влиянию эта работа сходна с работой средней интенсивности, однако физические упражнения большой интенсивности вызывают более резкие изменения со стороны различных функций организма. Несмотря на почти предельное усиление деятельности систем дыхания, кровообращения, потребность организма в кислороде полностью не удовлетворяется, и в каждый момент деятельности образуется и постепенно нарастает кислородный долг, в связи с чем в мышцах и крови накапливаются продукты обмена. При работе большой интенсивности чacто возникает «мертвая точка». Восстановительный период длится несколько часов, а иногда может затягиваться свыше суток.

Физические упражнения средней интенсивности (сверхдлинные дистанции). К таким упражнениям относятся все физические упражнения спортивного характера длительностью от 30—40 минут до нескольких часов (спортивная ходьба на 10, 20, 30 и 50 км, легкоатлетический бег на 20, 25, 30 км и 42 км 195 м, так называемый марафонский бег, велосипедные гонки на 50, 100 и 200 км, бег на лыжах на 10, 15, 18,30 и 50 км, плавание на 5 км и больше и некоторые другие).

Участие в соревнованиях на сверхдлинные дистанции предъявляет высокие требования к организму, в первую очередь к центральной нервной системе. Требуется высокой степени уравновешенность возбудительно-тормозных процессов, обусловливающих согласованность в деятельности отдельных органов и систем.

Большие изменения наблюдают в крови. Так, в частности, падает содержание сахара в крови в 2 раза, что может повести к тяжелым нарушениям в центральной нервной системе и снижению общей работоспособности, поэтому на всех соревнованиях на сверхдлинные дистанции принято проводить углеводное подкармливание спортсменов в пути.

Характерным показателем работы умеренной силы является относительно небольшая величина кислородного долга, так как кислородный запрос покрывается потреблением кислорода во время работы. Пульс учащается до 140—180 ударов в минуту, систолический объем увеличивается до 80—120 см*, минутный объем сердца колеблется от 15 до 20 л, максимальное артериальное давление повышается на 15—30; минимальное снижается или повышается на 5—10 лш рт. ст. Продолжительность восстановительного периода находится в зависимости от длины дистанции. Работоспособность после сверхдлинных дистанций восстанавливается лишь через 1—2 суток.

Страницы: 1 2 3


Актуально о образовании:

Методика работы с письменными заданиями и тестами
Данный вид методических разработок в отличие от свободной работы с текстовой информацией существенно сужает границы проявления творческих способностей учащихся и креативности. Переход современной системы контроля знаний к методике тестовой проверки уровня успеваемости учащихся связан с мониторингом ...

Формы и методы формирования познавательного интереса у школьников
Формирование и развитие познавательных интересов - часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Если определить эту проблему более конкретно, то ее можно сформулировать так: должен быть путь, с помощью которого можно, добиваясь полноценного усвоения учащимися школьной программы, ...

Возможности использования различных методов работы при развитии творческих способностей учеников 5-9 классов на уроках по культурологическим дисциплинам
Методика работы по развитию творческих способностей на уроке может базироваться на двух основных условиях. Если профессиональный опыт педагога и учебная программа позволяют, это может быть создание целого урока или комплекса уроков, направленных на формирование творческого потенциала личности каждо ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru