Структура проблемного урока

Страница 1

Структура проблемного урока лежит в основе тематического и поурочного плана, предопределяющего логику анализа урока. Под структурой понимают различные варианты взаимодействия между элементами состава, возникающие в процессе функционирования объекта.

Структурными элементами проблемного урока являются:

1) актуализация прежних знаний учащихся;

2) усвоение новых знаний и способов действия;

3) формирование умений и навыков.

Эта структура отражает основные этапы учения и этапы организации современного урока.

Поскольку показателем проблемности урока является наличие в его структуре этапов поисковой деятельности, то естественно, что они и представляют внутреннюю часть структуры проблемного урока:

1) возникновение проблемных ситуаций и постановка проблемы;

2) выдвижение предположений и обоснования гипотезы;

3) доказательство гипотезы;

4) проверка правильности решения проблемы.

Структура проблемного урока представляющая собой сочетание внешних и внутренних элементов процесса обучения, создает возможность управления самостоятельной учебной деятельностью ученика.

Основным методом проблемного обучения является исследовательский метод. При использовании его в процессе обучения включаются проблемные задачи возрастающего уровня сложности, которые учащиеся должны решить самостоятельно. Эти задачи могут иметь самые разнообразные формы: краткие текстовые задачи, исследовательские задания на длительный срок, критический анализ художественных произведений, проведение эксперимента. Главное, чтобы учащиеся исследовали проблему самостоятельно, чтобы он осуществлял все существенные этапы исследовательского процесса: наблюдение и изучение актов и явлений; выдвижение гипотез; составление плана исследования; осуществление исследовательского плана (исследование неизвестных явлений и их связей с другими явлениями) в сочетании с проверкой выдвинутых гипотез; формулировку результата; контроль результата; оценку значимости полученного нового знания, его возможного или необходимого применения.

Чем систематичнее привлекают учащихся к такому виду учения, тем лучше и быстрее научаться они решать трудные познавательные задачи. Формулируя при этом необходимые умения и способности научного познания, можно достигнуть, наконец, такого уровня, когда все последовательные этапы творческой умственной деятельности объединяются в процессе поиска нового знания в целостный процесс. После того как учащиеся осознали проблему, они сами составляют план творческого поиска, выдвигают предположения, формулируют гипотезу, продумывают возможности ее экспериментальной проверки, проводят наблюдения и эксперименты, фиксируют факты, сравнивают, классифицируют, обобщают, доказывают и делают соответствующие выводы. В своей более развитой и сложной форме исследовательский метод применяется в основном в старших классах. Но отдельные элементы его должны включаться в деятельность учащихся уже в начальных классах. При этом решение творческих задач может быть частично перенесено в домашние задания и во внеклассную работу. Исследовательская работа над проблемой может потребовать нескольких недель, в течение которых необходим повторный контроль, информация о ходе работе и консультации учителя. Особое значение имеет защита результатов исследования перед коллективом.

Сложность исследовательского метода удерживает некоторых учителей от его применения. Нередко творческие задания получают только сильные учащиеся. Опыт показывает, что и слабоуспевающие учащиеся могут преодолеть свои недостатки в учении, если им оказать помощь в самостоятельном решении исследовательских задач, так как они учатся при этом самостоятельно и творчески мыслить.

По форме организации исследовательские работы могут быть разнообразны: ученический эксперимент, экскурсия и сбор фактов, беседы с населением, подготовка доклада, конструирование и модулировани.

В эвристическом методе сочетается изложение учебного материала учителем и творческий поиск учащихся. У школьников в соответствии с уровнем их развития формируется частичный опыт творчества. Учитель сообщает, направляет подобранные факты, а учащиеся должны сделать их них выводы. Или же учитель ставит сложную проблему – проблемную задачу, а учащиеся, решая одну частную задачу за другой, возвращаются к исходной общей проблеме. Тем самым они осваивают элементы решения проблем. Типичным для этого является пример эвристической беседы, отличающийся от беседы репродуктивного характера. Она состоит из связанных между собой вопросов, относящихся к проблеме в целом. Эвристический метод включает только расчлененные на элементы исследовательские задания. Тем самым обличается и становится доступным процесс самостоятельной творческой деятельности. Это позволяет применять проблемное обучение при изучении различного учебного материала, прежде всего ценного в воспитательном отношении.

Страницы: 1 2


Актуально о образовании:

Российское образование в Александровскую эпоху
В начале царствования Александра I группа молодых реформаторов во главе с М.М. Сперанским наряду с другими преобразованиями осуществила и реформу системы образования. Впервые была создана школьная система, распределенная по так называемым учебным округам и замкнутая на университетах. Эта система бы ...

Профилактика и коррекция детской агрессивности
Тема детской агрессивности не нова, ее разработкой занимались как зарубежные, так и отечественные педагоги, психологи, социологи и социальные педагоги. Анализируя опыт зарубежных социально-педагогических и психологических служб, которые занимались помощью детям, имеющим склонность к проявлению агре ...

Сущность понятия «народные промыслы»
Изучение основ народной культуры в современной школе, как известно, имеет место. Важность этой работы ни у кого не вызывает сомнений. Вместе с тем анализ существующего опыта позволяет сделать вывод о том, что очень часто народная культура представлена наиболее известными ремеслами. Сегодня дети зна ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru