Сущность и функции эстетического сознания

Страница 1

В материальном мире постоянно совершается развитие вещей и явлении реального мира, взаимодействие и изменение соотношения их содержания и формы проявления. В.И. Ленин подчеркивал, что содержание всегда формовано, а форма — содержательна. Материя в своем формообразовании проходит стадии: гармонического единства и целостности формы и содержания; их противоречия, несоответствия друг другу, постепенного разрушения, изживания содержания и распада формы. Человек отражает реальную действительность, единство и противоположность содержания и формы не только рационально, с помощью обобщений и понятий, но и эмоционально, путем создания художественных образов. Его эстетическое отношение характеризуется категориями прекрасного, возвышенного, трагического, комического, безобразного. Эстетика как наука рассматривает сущность и закономерности развития эстетических явлений в природе, общественной жизни и человеческой деятельности.

Важнейшим элементом эстетического сознания человека является художественно-эстетическое восприятие. Восприятие — исходный этап общения с искусством и красотой действительности, психологическая основа эстетического отношения к миру. От его полноты и яркости зависят сила и глубина эстетических переживаний, формирование художественно-эстетических идеалов и вкусов. Художественно-эстетическое восприятие проявляется в способности человека вычленять в явлениях действительности и искусства процессы, свойства, качества, пробуждающие эстетические чувства. На этой основе осуществляется полноценное освоение и присвоение художественно-эстетических явлений. Целенаправленное формирование эстетического восприятия у школьников требует развития у них способности тонкого различения формы, цвета, оценки композиции, а также музыкального слуха, умения различать стили, тональности, оттенки звука, мыслить художественными образами. Культура эстетического восприятия способствует развитию эстетического чувства.

Эстетическое чувство — это субъективное эмоциональное состояние, вызванное оценочным отношением человека к эстетическому явлению действительности или искусства. Эстетические чувства. возникшие в единстве с идейным осмыслением эстетического события, порождают эстетические переживания: состояния потрясения, просветления, очищения, страдания, безысходности, радости и восторга, Сострадания. Эстетические переживания способствуют возникновению и развитию духовно-эстетических потребностей. Эстетическая потребность проявляется как устойчивая нужда в общении с художественно-эстетическими ценностями, в переживании духовно-эстетических состояний.

Эстетическое сознание включает в себя осознанное людьми эстетическое отношение к действительности и искусству, выраженное в совокупности эстетических идей, теорий, взглядов, критериев. Центральным звеном эстетического сознания является эстетический идеал — социально обусловленное представление о совершенной красоте в природе, обществе, человеке и искусстве.

Эстетическое сознание, в единстве с эстетическим чувством, рождает художественно-эстетический вкус, способность человека оценивать произведения, предметы, явления, ситуации действительности и искусства с позиций художественно-эстетического идеала Художественно-эстетический вкус — это тонкое и сложное умение увидеть, почувствовать, понять подлинно прекрасное или безобразное, трагическое или комическое и верно оценить его. На этой основе развивается способность эстетического суждения — доказательной, аргументированной, обоснованной идейно-эмоциональной оценки эстетических явлений общественной жизни, искусства, природы. Эстетическое сознание человека формируется в процессе его непосредственного общения с социальной действительностью, природой, искусством, а также в активной творческой деятельности.

Ведущая функция эстетического сознания заключается в раскрытии мира реально существующей красоты: эстетической сущности искусства, общественной жизни, деятельности, идеалов, отношений, труда, природы. Любовь к Родине невозможна без понимания и чувствования ее красоты. Трудового творчества, любви к труду не бывает без переживания чувства прекрасного. Самоотверженная борьба за убеждения немыслима без непоколебимой веры в их чистоту и направленность на достижение прекрасной жизни. Точно так же нет ненависти к предателям без отвращения к безобразному в их морали. образе жизни и злодеяниях. Нет стремления к самосовершенствованию, к борьбе с пороками в себе без переживания чувства отвращения по отношению к поступкам, противоречащим нравственным принципам.

Эстетическое общественное сознание, выражающееся в форме искусства, оказывает огромное воздействие на субъективный мир личности, порождает многообразные и сложные переживания. Эстетические чувства, потребности и идеалы стимулируют общественно полезную деятельность, укрепляют веру в убеждения, побуждают к борьбе с тем, что мешает их претворению в жизнь. В этом и состоит главная воспитательная функция искусства. Искусство как форма общественного эстетического сознания является ярким и неповторимым источником познания образа жизни, колорита, духовного содержания любой эпохи. Изучение истории с помощью искусства всегда является глубоким и основательным, так как приводит в движение всю систему эмоционально насыщенного конкретно-образного мышления. В этом проявляется познавательная, общеобразовательная функция искусства.

Страницы: 1 2


Актуально о образовании:

Развитие значения слова
В процессе формирования лексики происходит уточнение значения слова. Главным условием осознания речи является понимание ее смысла, ее значения. А.Н. Леонтьев выделяет следующие типы значения слов: - грамматическое значение слова (принадлежность слова к определенному классу, особенности его сочетани ...

Новый подход к содержанию образования
Каким будет наше российское образование завтра? На каких принципах должно строится образование сегодня? Вот вопросы, на которые хотел бы получить ответ любой здравомыслящий человек нашего общества. Ответы на эти вопросы можно найти в статьях наших ученых, которые рассматривают новые подходы к содер ...

Полные факторные планы испытаний
Планирование по схеме полного факторного плана предусматривает реализацию всех возможных комбинаций на каждом из выбранных уровней. Общее количество испытаний , где – количество уровней, – число факторов. , если при каждом сочетании факторов проводится только одно испытание. Если испытания проводят ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru