Основными признаками современного урока можно назвать следующие:
1. Урок должен быть направлен на выполнение социального заказа общества.
2. Вся деятельность учителя и ученика должна осуществляться с учетом новейших достижений психологии и педагогики.
3. Наличие многоплановых целей.
4. Постановка и решение познавательных, воспитательных и развивающих задач.
5. Деятельностный подход в обучении.
6. Изменение соотношения функций учителя и учащихся в учебном процессе.
7. Активизация познавательной деятельности учащихся, развитие их инициативы и творчества.
8. Оптимизация содержания обучения.
9. Комплексный подход к организации учебного процесса.
10. Совершенная структура урока.
11. Соотношение рационального и эмоционального на уроке.
12. Единство формирования знаний, умений и навыков учащихся (практических, умственных, специальных и общих).
13. Вычленение учебных задач и создание на уроке разнообразных учебных ситуаций.
14. Оперативная обратная связь.
15. Высокий, но посильный темп урока.
16. Эмоциональный подъем на уроке.
17. Наличие НОТ учителя и учащихся.
18. Наличие благоприятного психологического микроклимата.
Существуют разные подходы к определению типов учебных занятий. Не останавливаясь подробно на этих подходах, обратим лишь внимание на некоторые вопросы, возникающие при рассмотрении той или иной классификации. Так, в одной из классификаций предлагаются наряду с другими такие типы уроков, как урок самостоятельной работы, урок ТСО (технические средства обучения), урок практической работы. В этой связи возникает вопрос: самостоятельная работа может иметь разные цели и содержание и, соответственно, может быть связана с изучением нового материала, его закреплением, его обобщением и систематизацией, контролем качества состояния образовательной подготовки учащихся, но тогда не теряется ли качественная специфика урока данного типа? Аналогичный вопрос возникает и по поводу урока ТСО и урока практической работы.
Представляется, что необходима такая классификация учебных занятий, которая реально бы отражала образовательные цели и обеспечивала оптимальное построение процесса обучения в связи с изучением той или иной темы.
На наш взгляд, типологию учебных занятий можно построить исходя из известной всем структуры процесса усвоения учащимися знаний.
Напомним содержание каждого звена усвоения и определим задачи учителя, решение которых обеспечивает эффективность учебного процесса.
Восприятие — предполагает отражение в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений, действующих в этот момент на органы чувств.
Восприятие предполагает сосредоточенность внимания учащихся на познавательном объекте. В восприятии важное значение имеет субъектный опыт школьников.
Педагогические задачи учителя:
— актуализировать субъектный опыт учащихся;
— новый материал давать законченными в смысловом отношении частями, блоками;
— в новом материале обратить внимание учащихся на самое главное (выделить главное);
— повторить содержание основного блока.
Осмысление — предполагает понимание учащимися изучаемого содержания учебного материала.
В процессе осмысления устанавливаются разнообразные связи между ранее изученным материалом и новым, выясняются причины изучаемых событий, мотивы отдельных поступков литературных героев и др.
Педагогические задачи учителя:
— проанализировать с учащимися воспринятое;
— выделить алгоритм — строгую логическую последовательность действий в определении сути изучаемого;
— дать возможность учащимся сформулировать существенные признаки нового самостоятельно, с учетом ориентации на определенные содержательные признаки;
— содействовать развитию у школьников умения анализировать, синтезировать, сравнивать, выделять главное в познавательных объектах;
— осуществить рефлексию познавательных действий школьников.
Запоминание — предполагает сохранение знаний в памяти учащихся.
Известно, что можно понять то или иное явление, но через некоторое время уже испытывать затруднения в его объяснении. Поэтому так необходимо запоминание.
— выявить индивидуальные способы запоминания учащимися информации.
Применение — предполагает овладение школьниками умениями применять знания на практике.
Педагогические задачи учителя:
Актуально о образовании:
Эффективность уроков, проведенных по модульной
технологии
Педагогические исследования шести разработанным модульных уроков по темам: "Коррозия металлов", "Соединения металлов. Оксиды и гидроксиды металлов", "Соли металлов", "Качественное обнаружение металлов", "Нахождение металлов в природе", "Практич ...
Методы педагогических исследований
У каждого, изучающего теорию педагогики, возникают вопросы, как получены те или иные теоретические выводы, насколько правильно они отражают реальную действительность, можно ли им доверять. Пути, способы познания объективной реальности принято называть методами исследования. С помощью методов каждая ...
Цели место и изучения физики в общеобразовательной
школе
Среди основных целей общеобразовательной школы особенно важными являются две: передача накопленного человечеством опыта в познании мира новым поколениям и оптимальное развитие всех потенциальных способностей каждой личности Таким образом, можно выделить следующие задачи обучения физике в школе: фор ...