Результаты исследования особенностей межличностных отношений в группе сверстников младшего школьного возраста

Новое о образовании » Консультирование по формированию навыков эффективного общения младших школьников со сверстниками » Результаты исследования особенностей межличностных отношений в группе сверстников младшего школьного возраста

Страница 2

По данным социометрической матрицы к первой статусной группе «звезд» (С1) относятся: 1) Маргарита В.; 2) Алена Е.; 3) Ангелина Е.; 4) Влад Кисель; 5) Вероника Я.

К «предпочитаемым»: 1) Влад Кульгун; 2) Вероника Н.; 3) Паша Б.

К «пренебрегаемым»: 1) Паша А.; 2) Люда Р.; 3) Виталя П.; 4) Илья Я.

К «изолированным»: 1) Таня Е.; 2) Алена С.; 3) Саша Ю.

Дифференциация испытуемых по статусным группам позволяет определить диагностические индивидуальные и групповые показатели межличностных отношений учеников III – го класса:

1. Коэффициент благополучия отношений.

КБО = (С1 + С2)/n,

где С1 – количество «звезд»,

С2 – количество «предпочитаемых», а n – число учеников в классе.

КБО = 5 + 3 /15*100% = 50%

Коэффициент благополучия взаимоотношений (КБО = 0,5) исследуемого класса определяется как высокий.

2. Коэффициент оптимальности отношений.

КОО = (С2+ С3)/n,

где С2 – количество предпочитаемых в этих.

КОО = 3+3/15 = 0,4

3. Коэффициент «звездности».

КЗ = С1/n = 5/15 = 0,3

4. Коэффициент «изолированности».

КИ = С4/n,

где С4 – количество «изолированных» в группе.

КИ = 3/15 = 0,2

5. Коэффициент взаимности выборов вычисляется отношением суммы взаимных выборов в группе к сумме всех произведенных испытуемыми выборов.

КВ = SВВ/SВ.

В нашем исследовании КВ = 20/43*100% = 50%

Коэффициент взаимности выборов учеников III класса характеризуется как высокий.

6. Коэффициент осознанности.

КО = R0/Rx*100%,

где R0 – число оправдавшихся ожидаемых выборов,

а Rx – число ожидаемых выборов.

В нашем исследовании КО = 20/45*100% = 44,4%, следовательно, коэффициент осознанности невысок.

Результаты взаимоотношений можно представить графически в виде социограммы (см. приложение А).

Анализ статусной структуры, полученной по результатам социометрии, показывает, что выборы между учениками в классе распределяются неравномерно. В классе есть дети всех групп, то есть те, кто получил большее число выборов, – I группа, и те, кто имеет среднее количество выборов – II группа, и получившие 1 – 2 выбора – III группа, и ученики, не получившие ни одного выбора, – IV группа. По данным социометрии в исследуемом III классе в первую группу входит 2 человека, что составляет 13,3% от общего количества учеников в классе; вторая группа составляет 40% от общего количества учащихся; третья группа 26,7%; четвертая группа 20%.

Меньше всего школьников находятся в крайних I и IV группах. Наиболее многочисленны по количеству II и III группы.

В благоприятном положении находится около 53% учеников класса. В неблагоприятном положении оказались 46% учеников.

В качестве дополнительного метода исследования была использована методика «Что мне нравится в школе» (см. Приложение Б). По результатам исследования было выявлено, что 60% испытуемых на заданный вопрос нарисовали саму школу; 20% детей нарисовали спортивный зал; 13% детей – себя и друзей; 7% – себя и школу. Из этого следует, что только 13% детей со школой ассоциируют не только учебу, но и общение. Одним из критериев анализа исследования является игровая комната. В данном случае игровой комнатой является спортивный зал. Этот критерий предполагает какую-то игровую деятельность, в которой имеют место и межличностные отношения. Этот критерий был отмечен 20% детей.

Таким образом, нами были выявлены:

– важные диагностические показатели состояния общегрупповых процессов (социометрический статус каждого ребенка в группе, благоприятность отношений, коэффициент «звездности», «изолированности», коэффициент «взаимности»).

– важность общения и межличностных отношений детей в школе (с помощью проективного метода).

Страницы: 1 2 


Актуально о образовании:

Лингвопсихологический анализ устной речи
Устная речь является ведущим видом языковой деятельности в школе, не только целью обучения, но и эффективным средством владения языком. Требования, предъявляемые к овладению устной речью следующие. С точки зрения владения диалогической речью, учащиеся должны уметь вести беседу, используя вопросы, в ...

Особенности воспитательного процесса
В целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания (воспитательный процесс). Сущность, а также место и роль этого процесса легче всего обнаружить, рассматривая его в структуре более общего процесса формирования личности. В той части, где формирование личности имеет управля ...

Упражнения, проводимые после чтения текста
Основной целью упражнений этой группы является контроль прочитанного и развитие устной речи на материале текста. Эти упражнения вновь направляют мысли учащихся на содержание прочитанного, заставляют их еще раз просмотреть или припомнить текст, быстро в нем ориентироваться, пробегая глазами уже знак ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru