Объект, предмет, цель и рабочая гипотеза исследования

Страница 1

Объект исследования

Процесс развития мелкой моторики у детей с нарушением интеллекта.

Предмет исследования

Коррекция мелкой моторики у детей с нарушением интеллекта общеобразовательной коррекционной школы VIII вида.

Цель исследования

Улучшение уровня показателей мелкой моторики у детей с нарушением интеллекта.

Рабочая гипотеза

Предполагается, что процесс коррекции мелкой моторики у детей с нарушением интеллекта будет протекать более эффективно, если будут проведены следующие мероприятия:

1) изучена литература по проблеме коррекции мелкой моторики, проанализировано влияние пальчиковой гимнастики;

2) разработаны специальные комплексы упражнений по коррекции мелкой моторики рук у детей с нарушением интеллекта;

3) проверена эффективность разработанных комплексов для коррекции мелкой моторики у детей с нарушением интеллекта.

Задачи и методы исследования

В соответствии с целью были определены основные задачи

нашего исследования:

1. Проанализировать теоретические аспекты проблемы развития мелкой моторики в литературных источниках, выявить особенности развития мелкой моторики у детей с нарушением интеллекта, изучить влияние специально подобранных комплексов, упражнений с предметами, пальчиковых игр на коррекцию мелкой моторики младших школьников с нарушением интеллекта.

2. Разработать специальные комплексы упражнений ЛФК по коррекции мелкой моторики у детей с нарушением интеллекта.

3. Проверить эффективность специально разработанных комплексов упражнений ЛФК, направленных на коррекцию мелкой моторики у детей с нарушением интеллекта.

Для решения поставленных в работе задач использованы следующие методы исследования:

1. Анализ научно-методической литературы.

Были изучены работы специалистов, рассматривающих проблемы коррекции мелкой моторики, которые позволили обосновать актуальность темы исследования, определить цель и задачи исследования. Полученный материал позволил обобщить имеющиеся данные литературы в области физического воспитания детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта и способствовал разработке комплексов упражнений ЛФК для данной категории лиц.

Использованы научно-методические пособия, научные статьи, учебники, авторефераты, электронные ресурсы.

2. Контрольные испытания (тестирование).

Для проверки мелкой моторики были подобраны следующие тесты:

1) «Пирамидка». Построение пирамидки из 5 кубиков, поочередно правой и левой руками, правой рукой, левой рукой с регистрацией времени в секундах;

2) Броски и ловля мяча после удара о стену за 30 с. Регистрация количества ударов.

3) Теппинг-тест. Функциональное состояние двигательной сферы и силы нервно-мышечной системы можно определить с помощью теппинг-теста по простой методике. На листе бумаги начертить 4 квадрата размером 10x10 см., по команде преподавателя (тренера) карандашом или ручкой с максимальной частотой ставят точки в квадрате в течение 10 с. По команде «Стоп!» отдыхают 20 с, а затем повторяют все со вторым, третьим и четвертым квадратами. Подсчет точек в каждом квадрате осуществляют их соединением.

Оценка теппинг-теста:

· Хорошее состояние двигательных центров, центральной нервной системы – 70 и более точек в квадрате.

· Недостаточная функциональная устойчивость нервно-мышечного аппарата (утомление) – снижение точек от квадрата к квадрату.

4) Тест на выявления переключаемости движений пальцев рук доминантной руки «Кулак – ребро – ладонь» (А.Р. Лурия)

Ход тестирования:

Ребенку предлагается повторить по образцу, данному тестирующим, серию из девяти движений, которая состоит из трижды повторяющегося ряда движений «кулак - ребро - ладонь».

При проведении упражнения могут быть нарушения:

· переключение с одного вида движений на другое;

· последовательность движений.

Интерпретация результатов тестирования: переключаемость оценивается как достаточная при безошибочном выполнении команд тестирующего, регистрация количества ошибок.

Переключаемость считается недостаточно сформированной при нарушении переключаемого движения руки, когда характер действия тестируемого не соответствует командам тестирующего.

5) Нанизывание 10 бусин на леску, с регистрацией времени в секундах.

3. Педагогический эксперимент.

Педагогический эксперимент – важнейший метод научно-практического исследования, направленный на выявления эффективности тех или иных форм, методов и приемов обучения, воспитания и тренировки, а так же обоснование ценности материалов, служащим педагогическим задачам.

Педагогический эксперимент преследует цель проверки эффективности педагогических воздействий.

4. Методы математической статистики.

Полученные результаты обрабатывались известными статистическими методами. Определялись средняя арифметическая величина (М), среднеквадратическое отклонение (d), стандартная ошибка средне арифметической величины (m), средняя ошибка разности (t). С помощью t-критерия Стьюдента рассчитывалась достоверность различия статистических характеристик. Достоверность в различии показателей считается существенной при уровне значимости р < 0,05 и р < 0,01; что признается надежным в педагогических и медико-биологических исследованиях.

Страницы: 1 2


Актуально о образовании:

Задачи на разрезание и перекраивание фигур
Данное занятие предполагается провести в виде "лабораторной" работы. Разбить участников кружка на группы по 2-3 человека. Каждой из групп предоставить заранее подготовленные учителем фигуры. Учащиеся располагают линейкой (с делениями), карандашом, ножницами. Разрешается производить с помо ...

Работа с родителями и общественностью
Для того, что бы работа с родителями дала наибольший эффект, необходимо использовать различные формы связи с ними. У некоторых классных руководителей эта связь ограничивается проведением в конце учебной четверти родительских собраний по итогам успеваемости и вызовом в школу родителей неуспевающих и ...

Методические рекомендации для логопедов по использованию информационных компьютерных технологий в коррекционно–развивающем обучении детей с общим недоразвитием речи
Анализ литературы показал, что компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка. Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими речевые нарушения, предполагает использов ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru