Подсистема художественного воспитания и образования в системе общего образования на современном этапе развития куль туры

Новое о образовании » Художественное развитие личности в системе культуры: филогенетический и онтогенетический аспекты » Подсистема художественного воспитания и образования в системе общего образования на современном этапе развития куль туры

Страница 3

Пространственные искусства: и изобразительные, и неизобразительные постигают внутреннее через внешнее, а временные в тех же двух принципах формообразования - внешнее через внутреннее. Пространственные искусства воссоздают устойчивость, стабильность, непреходящесть (египетские Пирамиды), а временные - текучесть, изменчивость, динамичность (прелюдии Ф. Шопена, рассказы И. Бунина). И вновь проявляется принцип дополнительности, который в третьей группе искусств - пространственно-временных - смоделирован в своей одновременности. Искусство актера и танца имеют своим материалом человека, строение форм этих искусств аналогично структуре реального бытия человека и поэтому способно к адекватному художественному постижению взаимопревращения одной стороны человеческого бытия в другую.

Искусство функционирует как целостная система. Один из основополагающих принципов целостности - дополнительность - является характерным как для системы искусств в целом, так и для всех ее звеньев. Каждое искусство образно моделирует внешний мир и человека со "своей точки зрения", используя выразительные возможности своего языка. В процессе художественной деятельности необходима особая тренировка органов восприятия: зрения, слуха, руки. Живопись, графика, скульптура требуют особого глаза ("с крючочком"), умеющего увидеть по-новому, - острее и точнее - объекты внешнего мира и самого человека. Художника Клода Моне прозвали "создателем лондонского тумана", потому что он первый увидел истинный цвет тумана в Лондоне - багровый. И только после картины Моне люди вгляделись в туман и вдруг поняли, что он действительно багровый и начали искать этому объяснение и обнаружили, "что красный оттенок тумана зависит от обилия дыма. Кроме того, этот цвет туману сообщают красные кирпичные лондонские дома". Глядя на мир глазами художника, человек начинает воспринимать его полнее и красочнее.

В ходе освоения художественных языков - живописи, графики, скульптуры, литературы - развивается особая чуткость зрительного восприятия и тактильных ощущений, происходит тренировка руки, ее мелких движений. Искусство слова (особенно поэзия), как вид художественной деятельности, требует своеобразного и тонкого восприятия звучания речи, что и обуславливает развитие слуховых ощущений. Специфическое развитие слуха необходимо в процессе освоения языка искусства актера, ибо воспроизведение широкого диапазона интонаций возможно лишь при способности слышания тончайших их оттенков.

Но более всего развитие слуховых ощущений детерминировано музыкальной деятельностью. В процессе исследования особенностей музыкальных представлений выяснилось, что они никогда не бывают чисто слуховыми, и обязательно включают в себя зрительные, двигательные и другие моменты, но двигательный имеет большее значение. Таким образом, освоение языка искусства музыки непосредственно связано и с освоением языка искусства танца. Кроме ритмических движений язык танца (как и язык актера), требует владения жестом; искусство танца и искусство актера имеют своим основным материалом человеческое тело. Овладение художественным языком этих искусств способствует развитию гибкости и выразительности тела, выработке особой осанки, походки и т.д.

Среди всех искусств может быть наиболее сложным и для восприятия, и для освоения является язык архитектуры. Человек, живя в мире архитектуры, находится по отношению к ней в большинстве случаев в положении своеобразного слепоглухонемого, так как культурно он не видит, не слышит, не ощущает и ничего не может сказать об образах архитектуры. Так человек становится чужестранцем в мире своей культуры.

Неограниченны возможности искусства в становлении мыслительной деятельности человека. Формирование и развитие речи во многом зависит от богатства и тонкости зрительных образов, приобретению которых способствует восприятие зрительных видов искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура и т. д.). Художественная деятельность ребенка способствует и воспитанию в нем качеств личности, составляющих ее фундамент, определяющих и ее характер, и судьбу человека. В процессе художественной деятельности в результате интеграции сенсорных функций происходит настоящая перестройка, способствующая возникновению как бы совершенно новых сенсорных способностей, свойственных исключительно человеку. То есть, человеческий глаз, ухо и даже рука совершенствуются в художественной деятельности. Поэтому в системе художественного воспитания и образования искусство должно быть представлено целостно во всех его видах. Лишь все они способны воссоздать разносторонность связей человека и мира, и связей разных сторон духовной жизни самого человека.

Страницы: 1 2 3 


Актуально о образовании:

Конструкция асинхронных машин с короткозамкнутым ротором
Конструкция асинхронной машины с короткозамкнутым ротором представлена на рисунке 1. Статор машины состоит из магнитопровода 2, трехфазной разноименнополюсной обмотки 20, выводные концы которой с помощью выводной коробки 13 присоединяются к сети переменного тока и станины 1. Активными элементами ст ...

Результаты экспериментальной работы по изучению развития творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения
После внедрения системы творческих упражнений, направленных на развитие творческой активности младших школьников в процессе обучения литературному чтению мы перешли к третьему заключительному этапу экспериментальной работы – контрольному эксперименту. Главной задачей данного этапа явилось установле ...

Контрольный этап эксперимента: повторное проведение диагностических методик по выявлению уровня творческих способностей младших школьников
По окончании формирующей работы нами была повторно проведена диагностика. Вопросы анкеты на констатирующем и контрольном этапах были направлены в основном на выявление наличия творческих способностей и знаний в области народных культурных промыслов у учащихся 1 «Г» класса. Сравнительный анализ пока ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru