Подсистема художественного воспитания и образования в системе общего образования на современном этапе развития куль туры

Новое о образовании » Художественное развитие личности в системе культуры: филогенетический и онтогенетический аспекты » Подсистема художественного воспитания и образования в системе общего образования на современном этапе развития куль туры

Страница 3

Пространственные искусства: и изобразительные, и неизобразительные постигают внутреннее через внешнее, а временные в тех же двух принципах формообразования - внешнее через внутреннее. Пространственные искусства воссоздают устойчивость, стабильность, непреходящесть (египетские Пирамиды), а временные - текучесть, изменчивость, динамичность (прелюдии Ф. Шопена, рассказы И. Бунина). И вновь проявляется принцип дополнительности, который в третьей группе искусств - пространственно-временных - смоделирован в своей одновременности. Искусство актера и танца имеют своим материалом человека, строение форм этих искусств аналогично структуре реального бытия человека и поэтому способно к адекватному художественному постижению взаимопревращения одной стороны человеческого бытия в другую.

Искусство функционирует как целостная система. Один из основополагающих принципов целостности - дополнительность - является характерным как для системы искусств в целом, так и для всех ее звеньев. Каждое искусство образно моделирует внешний мир и человека со "своей точки зрения", используя выразительные возможности своего языка. В процессе художественной деятельности необходима особая тренировка органов восприятия: зрения, слуха, руки. Живопись, графика, скульптура требуют особого глаза ("с крючочком"), умеющего увидеть по-новому, - острее и точнее - объекты внешнего мира и самого человека. Художника Клода Моне прозвали "создателем лондонского тумана", потому что он первый увидел истинный цвет тумана в Лондоне - багровый. И только после картины Моне люди вгляделись в туман и вдруг поняли, что он действительно багровый и начали искать этому объяснение и обнаружили, "что красный оттенок тумана зависит от обилия дыма. Кроме того, этот цвет туману сообщают красные кирпичные лондонские дома". Глядя на мир глазами художника, человек начинает воспринимать его полнее и красочнее.

В ходе освоения художественных языков - живописи, графики, скульптуры, литературы - развивается особая чуткость зрительного восприятия и тактильных ощущений, происходит тренировка руки, ее мелких движений. Искусство слова (особенно поэзия), как вид художественной деятельности, требует своеобразного и тонкого восприятия звучания речи, что и обуславливает развитие слуховых ощущений. Специфическое развитие слуха необходимо в процессе освоения языка искусства актера, ибо воспроизведение широкого диапазона интонаций возможно лишь при способности слышания тончайших их оттенков.

Но более всего развитие слуховых ощущений детерминировано музыкальной деятельностью. В процессе исследования особенностей музыкальных представлений выяснилось, что они никогда не бывают чисто слуховыми, и обязательно включают в себя зрительные, двигательные и другие моменты, но двигательный имеет большее значение. Таким образом, освоение языка искусства музыки непосредственно связано и с освоением языка искусства танца. Кроме ритмических движений язык танца (как и язык актера), требует владения жестом; искусство танца и искусство актера имеют своим основным материалом человеческое тело. Овладение художественным языком этих искусств способствует развитию гибкости и выразительности тела, выработке особой осанки, походки и т.д.

Среди всех искусств может быть наиболее сложным и для восприятия, и для освоения является язык архитектуры. Человек, живя в мире архитектуры, находится по отношению к ней в большинстве случаев в положении своеобразного слепоглухонемого, так как культурно он не видит, не слышит, не ощущает и ничего не может сказать об образах архитектуры. Так человек становится чужестранцем в мире своей культуры.

Неограниченны возможности искусства в становлении мыслительной деятельности человека. Формирование и развитие речи во многом зависит от богатства и тонкости зрительных образов, приобретению которых способствует восприятие зрительных видов искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура и т. д.). Художественная деятельность ребенка способствует и воспитанию в нем качеств личности, составляющих ее фундамент, определяющих и ее характер, и судьбу человека. В процессе художественной деятельности в результате интеграции сенсорных функций происходит настоящая перестройка, способствующая возникновению как бы совершенно новых сенсорных способностей, свойственных исключительно человеку. То есть, человеческий глаз, ухо и даже рука совершенствуются в художественной деятельности. Поэтому в системе художественного воспитания и образования искусство должно быть представлено целостно во всех его видах. Лишь все они способны воссоздать разносторонность связей человека и мира, и связей разных сторон духовной жизни самого человека.

Страницы: 1 2 3 


Актуально о образовании:

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru