Анализ передового педагогического опыта по исследуемой теме

Новое о образовании » Организация проблемного обучения в начальной школе » Анализ передового педагогического опыта по исследуемой теме

Страница 2

-Что такое парус?

-Посмотрите, какие знакомые для вас слова разделили? (балкон)

- Какие действия мы с вами выполнили, склеивая слова?

- По какому признаку мы их склеивали? ( По смыслу).

Пример 3. Урок русского языка в 1 классе. Тема: Почему слова, которые звучат одинаково написаны по

разному: с маленькой и большой буквы.

1. Минутка чистописания.

2. Словарная работа. Игра «Шифровальщики». Записано слово «собака»:

- Как можно назвать собаку? Какие клички вы знаете? 3. Постановка проблемы.

- Запишите под диктовку предложение:

У крыльца лежит Шарик. Дети пишут в тетради, а один ученик на доске.

- Поднимите руку, кто написал так же, как на доске? А кто написал по другому? Какое слово? Шарик, шарик). Оба варианта записаны на доске.

- Смотрите одно и то же слово написано по разному. Какой у вас возникает вопрос?

Если дети испытывают затруднение, учитель приходит на помощь.

- Прочитайте тему урока.

- Чему мы сегодня будем учиться?

4. Поиск решения.

- Давайте выясним, слово, каким может быть шарик?

1. воздушным,

2. кличка собаки,

3. круглый предмет.

-Вернемся к нашему предложению. Отчего зависит, какую букву мы выберем?

-На доске появляются 2 картинки: воздушный шарик и собачка.

- Посмотрите на картинку с воздушным шариком (маленькая буква).

- А теперь посмотрите на картинку с собачкой (большая буква).

- От чего же зависит выбор буквы? (От значения слова).

Концептуальным положением описанного опыта является использование проблемной ситуации и подводящего диалога на уроках в начальных классах.

Анализ передового педагогического опыта, накопленного А.А. Будзинаускене по использованию проблемного обучения, свидетельствует о возможности использования его при условии, если педагог будет заинтересован в изучении использования данной технологии.

Поисковая деятельность - следование методу является одной из системообразующих диад.

Если в обучении доминирует второй компонент этой диады, то не получает развития поисковая деятельность, и в результате обучение утрачивает развивающий характер. Если доминирует первый, то это приводит преимущественно к развитию «по горизонтали». Только органичное взаимодействие компонентов этой диады способствует новообразований в мышлении учащихся, в их поисково-исследовательской деятельности, способствует формированию и развитию ее стратеги.

Овладение методом - процесс развития процедур его использования, рутинная работа, направленная на координацию действий и приводящая к кристаллизации стандартных блоков операций и их «свертыванию», т.е. превращению в элементарные шаги. Это приводит к «дальнодействию» мышления и тем самым способствует овладению более сложными формами поисково-исследовательской деятельности. Недостаточное внимание к рутинной работе ведет к технической беспомощности и ограничивает возможности развития мышления, а чрезмерное внимание к ней ведет в лучшем случае к технической выучке, но вместе с тем рождает жесткие стереотипы, подавляющие развитие креативности.

В ряде ситуаций наилучший в математическом смысле способ решения задачи является наихудшим способом следования целям учебной деятельности или даже уходом от них.

Попытаемся подойти к рассмотрению вопроса об эффективности бытующего способа обучения младших школьников решению текстовых задач «по действиям» или «по вопросам», занимающего ведущее место в их обучении математике.

Это обучение предполагает проектирование и выполнение определенной последовательности действий, требует развития ряда интеллектуальных способностей, прежде всего к анализу и синтезу, и их продуктивным взаимодействиям. На пути формирования таких способностей нередко возникают препятствия, проистекающие из недостаточной развитости памяти и внимания ребенка и делающие затруднительным охват всех условий задачи, без чего невозможно проектирование последовательности действий по ее решению. В качестве средства преодоления этих препятствий предлагается схематическое представление условий. Но попытки создания продуктивной схемы, т.е. позволяющей усмотреть связи между условиями задачи, которые открывают путь ее решения, в свою очередь сталкиваются с препятствиями, проистекающими из слабого взаимодействия механизмов анализа и синтеза. Не меньшие трудности вызывает и то, что логика решения «по действиям», как правило, существенно расходится с внутренней логикой поиска решения.

Страницы: 1 2 


Актуально о образовании:

Математическая регата
Математическая регата - увлекательное соревнование, которое может быть проведено не только во внеурочное время, но и во время уроков. Она проводится с целью активизации математических знаний учащихся и повышения интереса к предмету. В данном мероприятии представлены задания на различные темы, котор ...

Психолого-педагогические особенности развития самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста
педагог образовательный дошкольный самостоятельность Изучение проблемы самостоятельности, в настоящее время, ведется в различных аспектах. Исследуются: сущность самостоятельности, ее природа (Г.А. Балл, П.И. Пидкасистый, А.Г. Хрипкова); структура и соотношение компонентов самостоятельности (Ю.Н. Дм ...

Классификация педагогических технологий
По уровню применения Общепедагогические Частнопредметные, отраслевые Локальные, модульные, узкометодические По концепции усвоения По организационным формам Коллективный способ обучения Дифференцированное обучение По типу управления познавательной деятельностью Эзотерические Свободного воспитания Гу ...

Категории

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru