На данном этапе исследования было проведено анкетирование родителей с целью получения представлений об уровне сформированности умений решать текстовые задачи.
Считаете ли Вы важным научить ребенка решать задачи?
Осознает ли Ваш ребенок связь между реальной жизнью и решением задач на уроке?
Успешно ли справляется Ваш ребенок с решением задач в домашнем задании?
Оказываете ли Вы помощь ребенку при решении задач дома? Опишите, в чем выражается эта помощь?
Уверенно ли Ваш ребенок выбирает арифметическое действие при решении задач?
Как Вы считаете, чему необходимо уделить особое внимание при решении задач на уроке математики?
В результате проведения исследования нами определено, что практически все родители считают важным научить ребенка решать задачи. При решении задач дома дети практически всегда справляются с решением задачи самостоятельно, родители лишь иногда оказывают им помощь, задавая наводящие вопросы.
Для определения умений младших школьников решать текстовые задачи нами также было проведено тестирование для 2-х классов.
Данные задания были составлены на основе выделенных нами критериев сформированности умения решать текстовые задачи (познавательно-оценочный, эмоционально-мотивационный и практический), а на их основе уровни и уровневые характеристики, отражающие сущность исследуемого явления.
Показателями познавательно-оценочного критерия определены знания о задачах, текстовых задачах, математические суждения, их оценка, логическое мышление, рефлексия. Эмоционально-мотивационный критерий включает в себя эмоциональное восприятие содержания текстовых задач, эмпатия, интерес к решению задач, потребность в общении. К показателям практического критерия относятся активность и участие в познавательной деятельности, направленной на составление математических задач, интерпретация, использование полученных знаний на уроках математики, связанных с решением текстовых задач в процессе межличностного общения.
Задания, включенные в тест, предполагают выявление показателей сформированности умений решать текстовые задачи (приложение В, Г):
1. Умение выделять структурные элементы в текстовой задаче - проводить первичный анализ текста (представление задачной ситуации, выделение условия и требования, опорных слов), выделять известные, неизвестные, искомые величины.
2. Умение анализировать задачу, т.е. устанавливать связи между данными и искомыми, конструировать модели задачной ситуации (предметные, схематические, графические) и соотносить элементы задачи с элементами модели, устанавливать полноту данных задачи (достаточность, недостаточность, избыточность), узнавать типы задач, раскладывать составную задачу на простые, переводить зависимость данных и искомых на математический язык.
3. Умение проводить поиск плана решения задачи - выбирать рациональные способы решения задач, проводить рассуждения аналитическим и синтетическим способом, активизировать необходимые для решения задачи теоретические знания устанавливать адекватность построенной математической модели исходной задаче.
4. Умение реализовать найденный план решения задачи - рационально выбирать математические связи между величинами, устанавливать соответствие промежуточных и конечного результатов, оформлять решение, определять соответствие полученных результатов исходной задаче.
5. Умение осуществлять контроль и коррекцию решения - выполнять проверку решения разными способами, находить другие способы решения задачи, оценивать полученные при решении результаты, обобщать результаты решения.
В соответствии с показателями были выявлены уровни сформированности у младших школьников умений решать текстовые задачи: высокий, достаточный, средний, низкий.
Актуально о образовании:
Образование в Московском государстве в допетровское
время
Укрепление Московского государства повлекло за собой и некоторый подъем образования. С одной стороны, стали возникать многочисленные приходские и частные школы, где обучались грамоте и счету дети не только духовенства, но и ремесленников и купцов; с другой - была создана и закреплена решениями Стог ...
Технологии интегрированного обучения
Прочитав ряд статей (вторая глава реферата), ознакомившись с «Концепцией модернизации школы», становится очевидным, что идея нового подхода к содержанию образования – формирование Личности, обладающей духовно-нравственным потенциалом. Именно с этой целью мы проводим в нашей школе литературно-музыка ...
Выявление связи между уровнем понятийного мышления учащихся и
их учебными достижениями по математике
Применим метод ранговой корреляции Спирмена для нашего исследования. Перед подсчетом коэффициента корреляции убедимся, что между уровнем понятийного мышления учащихся и их учебными достижениями по математике существует определенная связь. Для этого по рангам, полученным учениками, построим диаграмм ...