ПК как средство обучения

Страница 4

Доклады и сообщения являются широко распространенными видами устного монолога учащихся девятых–одиннадцатых классов на уроке литературы. Школьники выступают с докладами при изучении обзорных тем, на уроках, посвященных биографии писателя, при анализе художественных произведений, на заключительно-обобщающих занятиях, уроках внеклассного чтения. Выработка умений готовить такие выступления способствует усилению практической направленности изучения литературы, воображению школьников интеллектуально-речевыми умениями, развитию творческих способностей, подготовке к активному участию в коммуникативной деятельности.

Однако на практике подготовленные учащимися устные доклады и сообщения на литературные темы далеко не всегда могут удовлетворять как по содержанию, так и по форме; ученики не владеют должными умениями подбирать и организовывать материал, нередко ограничиваются пересказом текста одного из источников, читают написанное, не отрываясь от контекста, оказываются не в состоянии установить во время выступления контакт с аудиторией, управлять вниманием слушателей.

Всего этого можно избежать, если предложить учащимся создать собственный мультимедийный проект (вместо традиционного реферата или доклада) с использованием изученных на уроке информатики (или самостоятельно) способов обработки и представления информации в разных программных средах. Кроме презентаций, ученики могут создавать базы данных о поэте или писателе. Базы данных, их создание и работа с ними изучаются в базовом курсе информатики, так что для учеников не составит труда собрать материалы для небольшой базы данных и создать ее. Такое задание будет очень полезно ученикам, поскольку предоставляет возможность поработать с интересной информацией, расширяющей их кругозор, а также закрепить навыки, полученные на уроках информатики, и применить их. Учителя литературы и информатики могут оказать ученику консультационную помощь на этапе сбора и структурирования информации. Под структурированием понимается выделение из всего объема информации объектов, которые можно описать, используя определенные признаки.

Рассмотрим процесс структурирования на примере. Так, в базе данных собрана информация о произведениях писателя эпохи классицизма. Описываемым объектом служит текст одного из его произведений. К описывающим его характеристикам относятся: содержание, название произведения, время написания, история создания, стиль писателя. Можно добавить такие характеристики, как произведения живописи или зодчества, созданные в России во второй половине XVIII века, техника, в которой выполнены работы художников данного периода, размеры полотен, в каких музеях или частных коллекциях они сейчас хранятся, и т. д.

При создании базы данных вся информация заносится в таблицу, в строках которой расположены описываемые в базе объекты, а в столбцах — названия характеристик этих объектов. Параллельно для каждого объекта создается форма в виде формуляра книги в библиотеке.

Ученики, которые увлекаются программированием, могут с помощью учителя информатики и литературы подготовить тесты в какой-либо среде программирования. Например, в среде Delphi можно подготовить тест для использования в качестве интересного задания школьной олимпиады по литературе. Можно за основу взять тест классического сценария: выбор одного или нескольких ответов на предложенный вопрос, но с использованием графических изображений. Также можно подготовить тесты для проверки на интегрированном с информатикой уроке. Сценарий можно выбрать любой. Например, выбор ответа путем перемещения соответствующей правильному ответу картинки (поместить рядом с портретом автора изображение эпизода, созданного им литературного произведения).

При работе над созданием мультимедийных тестов, учащимся предоставляется уникальная возможность творческого переосмысления и систематизации приобретенных знаний и навыков, их практического применения, а также возможность реализации своего общего интеллектуального потенциала, вкуса и способностей. Дать учащимся почувствовать вкус к самостоятельной творческой работе, ощутить собственную успешность. Существенным является также и то, что работа по созданию тестов позволяет ученику накопить определенный опыт работы с информацией и, что очень важно, с оцифрованной информацией, с различными ее типами. Постепенно растет уверенность, что, столкнувшись с реальной жизненной ситуацией, ученик не испытает растерянности, а наоборот, приобретет чувство удовлетворения от возможности проявить свою компетентностность и свой профессионализм.

Страницы: 1 2 3 4 5


Актуально о образовании:

Методы, формы, приемы формирования умений решать текстовые задачи на уроках математики
В процессе обучения математике особое внимание уделяется не столько самой текстовой задаче, сколько ее решению, которое представляет собой сложный и многоплановый процесс. В работах Л.Л. Гуровой, Л.П. Стойловой, Л.М. Фридман и др. отмечается, что под термином "решение задачи" подразумеваю ...

Подготовка учителя к организации развития творческого потенциала учащихся на уроках по культурологическим дисциплинам
Развитие творческого потенциала учащихся требует создания специальных условий познавательного учебного процесса. Успешное выполнение этих задач во многом зависит от понимания себя и самооценки учителя. Самопознание, самоуправление, забота о своем психическом здоровье – важнейшая задача любого педаг ...

Дидактические игры для детей первой и второй младших групп
Развивать индивидуальные игры с дидактическими игрушками. Организовывать коллективные игры, в которых воспитатель выступает в качестве ведущего (объясняет детям содержание и правила дидактических игр, постепенно развивает умение играть самостоятельно). Усложнять игры, содержащие сравнительно просты ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru