Распространенность, симптоматика и виды нарушений письма у младших школьников с нарушениями зрения

Новое о образовании » Взаимосвязь особенностей восприятия и дисграфических расстройств у детей с нарушениями зрения » Распространенность, симптоматика и виды нарушений письма у младших школьников с нарушениями зрения

Страница 3

б - д, и - у, у - ч, ч - ъ, г - р, а - д, о - а.

2.Смешение по оптическому принципу. Это смешения букв, различающихся следующими признаками:

различным положением составляющих элементов в пространстве;

количеством и последовательностью расположения одинаковых элементов;

- наличием дополнительного элемента.

у - д, л - и, в - д, ц - щ, л - м, ш - т, п - т, и - ц, III - Щ.

3.Неточности (искажения) в написании букв:

- недописывание элементов;

- добавление лишних элементов;

- неправильное расположение элементов букв относительно друг друга;

- зеркальное написание букв.

Садовниковой И.Н. выявлена большая распространенность смешения букв по кинестетическому сходству, представленных в правой части таблицы №2.

Таблица 2 - Список букв рукописного шрифта, имеющих сходство

Оптическое сходство

Кинетическое сходство

с– е

о – с

у – д – з

л – и

м – ш

в – д

о – а

б – д

и – у, У – Ч

п – т, П – Т

л – м, Л – М

х – ж

ч – ъ, Г – Р

н – ю, и – ш

л – я, Н – К

а -д

2. На уровне слова

Эти ошибки возникают по причине недостаточно устойчивого ориентирования в последовательности элементов слова. Как правило, наблюдается нарушение последовательности соседствующих букв. Чаще меняются буквы в обратных слогах в начале слова, слоги преобразуются в прямые, а также в слогах со стечением сходных по написанию букв:

«токрыл» - открыл, «зелмя» - земля.

Умение оценивать правильность начертания букв на основе кинестезии позволяет пишущему вносить поправки в движения еще до совершения ошибок. При несформированности кинетической и динамической стороны двигательного акта у младших школьников, в сумме с ослабленным зрением, кинестезии не могут иметь направляющего значения, и тогда происходит смешение букв, начертание первого элемента которых требует тождественных движений. С переходом на стадию связного письма отмечается значительный рост числа таких ошибок, что связано с убыстрением темпа письма и увеличением объема письменных работ.

Таким образом, смешения букв по кинетическому сходству носят закономерный и стойкий характер, снижают в целом качество письма, имеют выраженную тенденцию к росту и тормозят развитие речемыслительной деятельности младших школьников с нарушениями зрения.

3. На уровне фразы

На уровне фразы следует выделить в первую очередь ошибки, связанные с употреблением в письменной речи конструкции с предлогами. При этом возникают затруднения в понимании значений предложно-падежных конструкций и в их написании. Это связано с тем, что пространственные отношения выражаются посредством существующих в русском языке предлогов (над - сверху, к - приближение и т.п.). При этом предлоги могут детьми опускаться, заменяться или удваиваться.

4. На уровне текста

На уровне текста ошибки возникают в связи с неумением определять четкую последовательность высказывания и сохранять ее в памяти. При выполнении таких работ, как изложение, сочинение, составление текста, младшие школьники с нарушениями зрения искажают смысл высказывания, меняют местами предложения или целые семантические части.

Страницы: 1 2 3 


Актуально о образовании:

Химический элемент и простое вещество
Оборудование. Мультимедийный проектор. Домашнее задание к уроку. Представления об атомах и элементах у различных ученых (готовится в виде кратких сообщений, желательно с цитатами из работ авторов). На предыдущем уроке при объяснении домашнего задания было показано несколько слайдов. Ход урока «Расп ...

Особенности развития и воспитания старших школьников
Старший школьный возраст — это период ранней юности, характеризующийся наступлением фи­зической и психической зрелости. Однако процесс лич­ностного формирования учащихся этого возраста проис­ходит не гладко, имеет свои противоречия и трудности, которые, несомненно, накладывают отпечаток на процесс ...

Лингвометодические условия формирования умения дифференцировать синонимы имен прилагательных
Речь человека является своеобразным зеркалом культуры и образованности. По речи сразу можно определить уровень мышления говорящего, а также уровень его интеллектуального развития. Развитие речи является одним из принципов построения программы по русскому языку для начальных классов. В программе зап ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru