б - д, и - у, у - ч, ч - ъ, г - р, а - д, о - а.
2.Смешение по оптическому принципу. Это смешения букв, различающихся следующими признаками:
различным положением составляющих элементов в пространстве;
количеством и последовательностью расположения одинаковых элементов;
- наличием дополнительного элемента.
у - д, л - и, в - д, ц - щ, л - м, ш - т, п - т, и - ц, III - Щ.
3.Неточности (искажения) в написании букв:
- недописывание элементов;
- добавление лишних элементов;
- неправильное расположение элементов букв относительно друг друга;
- зеркальное написание букв.
Садовниковой И.Н. выявлена большая распространенность смешения букв по кинестетическому сходству, представленных в правой части таблицы №2.
Таблица 2 - Список букв рукописного шрифта, имеющих сходство
|
Оптическое сходство |
Кинетическое сходство |
|
с– е о – с у – д – з л – и м – ш в – д |
о – а б – д и – у, У – Ч п – т, П – Т л – м, Л – М х – ж ч – ъ, Г – Р н – ю, и – ш л – я, Н – К а -д |
2. На уровне слова
Эти ошибки возникают по причине недостаточно устойчивого ориентирования в последовательности элементов слова. Как правило, наблюдается нарушение последовательности соседствующих букв. Чаще меняются буквы в обратных слогах в начале слова, слоги преобразуются в прямые, а также в слогах со стечением сходных по написанию букв:
«токрыл» - открыл, «зелмя» - земля.
Умение оценивать правильность начертания букв на основе кинестезии позволяет пишущему вносить поправки в движения еще до совершения ошибок. При несформированности кинетической и динамической стороны двигательного акта у младших школьников, в сумме с ослабленным зрением, кинестезии не могут иметь направляющего значения, и тогда происходит смешение букв, начертание первого элемента которых требует тождественных движений. С переходом на стадию связного письма отмечается значительный рост числа таких ошибок, что связано с убыстрением темпа письма и увеличением объема письменных работ.
Таким образом, смешения букв по кинетическому сходству носят закономерный и стойкий характер, снижают в целом качество письма, имеют выраженную тенденцию к росту и тормозят развитие речемыслительной деятельности младших школьников с нарушениями зрения.
3. На уровне фразы
На уровне фразы следует выделить в первую очередь ошибки, связанные с употреблением в письменной речи конструкции с предлогами. При этом возникают затруднения в понимании значений предложно-падежных конструкций и в их написании. Это связано с тем, что пространственные отношения выражаются посредством существующих в русском языке предлогов (над - сверху, к - приближение и т.п.). При этом предлоги могут детьми опускаться, заменяться или удваиваться.
4. На уровне текста
На уровне текста ошибки возникают в связи с неумением определять четкую последовательность высказывания и сохранять ее в памяти. При выполнении таких работ, как изложение, сочинение, составление текста, младшие школьники с нарушениями зрения искажают смысл высказывания, меняют местами предложения или целые семантические части.
Актуально о образовании:
Организация условий проведения педагогического исследования
Для педагогического исследования огромное значение имеет организация условий его проведения. Необходимо учитывать то обстоятельство, что исследователь имеет дело с детьми, поэтому одним из основных требований к нему является «не навреди». Отсюда следует необходимость тщательного обдумывания всех во ...
Основные проблемы «трудных детей»
«Трудные дети», как и все категории населения, имеют свои специфические проблемы. Эти проблемы многочисленны, они могут носить как общий, так и индивидуальный характер. Основными проблемами «трудных детей», с которыми чаще всего сталкивается социальный работник, являются: недостаток внимания, непон ...
Особенности содержания и методики
В педагогике сотрудничества выделяют четыре направления: · Гуманно-личностный подход к ребенку. · Дидактический активизирующий и развивающий комплекс. · Концепция воспитания. · Педагогизация окружающей среды. Гуманно-личностный подход Гуманно-личностный подход ставит в центр образовательной системы ...