Проблемы нравственных ориентиров: их формирования и коррекции

Страница 2

Схема 1

Целью процесса социализации выступает формирование людей 3 и 4 типов, координаты личностных ценностей которых совпадают с требованиями социальной среды. Причем, в силу большей привлекательности «приземленных» ценностей материального порядка большинство составляют люди 3-го типа. Между тем, целью социально-нравственной ориентации является формирование устойчивого способа взаимодействия личности с окружающим миром,

основанного на адекватности координат ценностно-нормативной системы, конкретного общества и общечеловеческих идеалов и ценностей, принявших форму личностных убеждений и принципов.

Таким образом, сектор 4-й – и есть социально-нравственное пространство осуществления человеческой сущности, в которой социально-ориентирующая деятельность преломляется через общечеловеческие и нравственные ценности. Только так возможно достижение целостности существования человека как социально-нравственного существа, т.е. существа, всегда принадлежащего конкретному обществу и человечеству в целом.

Критерии, уровни развития социально-нравственной ориентации подростков

Критерии

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

1

Ценностно-мотивационный

Предполагает наличие сознательного отношения личности к формированию важных для нее личностных качеств, готовность действовать определенным образом; осознание ценности имеющихся знаний и умений и умелую реализацию их с учетом ведущих мотивов

На данном уровне школьники осознают необходимость формирования определенных личностных качеств, но не всегда готовы действовать для достижения поставленных целей.

Учащихся отличает не только низкий уровень осознанности выбора моральных норм, качеств личности, отсутствие конкретных жизненных перспектив, но и нежелание действовать в этом направлении.

2

Интеллектуально-познавательный

Учащихся отличает наличие стройной системы моральных и социальных знаний; умение объективно оценивать собственные возможности, способности и стремления; существование стойкой установки на формирование у себя конкретных качеств, жизненно необходимых и социально важных.

Знание учащимися конкретных норм и категорий морали носит несколько разрозненный характер. Школьники не всегда объективны в оценке личных потенций. Социально-нравственные ориентиры находятся на этапе формирования.

Учащиеся обладают низким объемом моральных и социальных знаний, не умеют дифференцировать различные оценки моральных категорий; для них характерно отсутствие четких жизненных целеустановок.

3

Деятельностно-практический

(или поведенческий)

Выражается в соответствии поведения учащихся приобретенным знаниям, в умении соотносить свои устремления с нормами поведения, в чем и проявляется устойчивость выбора.

Учащиеся могут и стремятся свои внутренние потребности и потенции реализовать в практической деятельности, но не всегда последовательно осуществляют данный процесс.

Учащиеся не участвуют в общественно-полезной и личностно ценной деятельности, не умеют соотносить свои личностные установки с общечеловеческими нормами поведения.

Активизация познавательной деятельности в рамках личностно-ориентированного подхода предполагает определенную стимуляцию, усиление процесса познания. Самопознание можно представить как последовательную цепь, состоящую из восприятия, запоминания, сохранения, осмысления, воспроизведения и интерпретации полученных знаний. Очевидно, что активизация может осуществляться одновременно на всех последовательных этапах, но может возникнуть и на каком-то одном. Стимулирует, активизирует познание прежде всего учитель. Действия его заключаются в том, чтобы с помощью различных приемов и упражнений усилить каждый из этапов познания (реже – один или несколько). Трудности в воспитательном процессе относятся сегодня к самым острым и актуальным не только в педагогическом, но и социальном плане. Нравственный беспредел, с которым встретилось наше общество в результате так называемых «реформ», оказывают негативное воздействие прежде всего на детей, подростков и молодёжь, не обладающих определенной культурой. В обоснование этого факта можно привести постоянно растущие цифры преступности, особенно молодёжной, а также готовность многих людей действовать в достижении материального благополучия на грани закона и беззакония. Да и то, что вполне законно, далеко не всегда вдохновляет. Падение нравственности означает, по существу, смену ценностных ориентаций людей под влиянием различных обстоятельств, – в том числе и экономической неустроенности. Нравственное воспитание молодёжи является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу такой невозвратимый и невосполнимый урон, что при недостатках другого характера (например, телесного или этического) большего вреда обществу нанести невозможно. Педагогической наукой, практикой школы накоплен значительный опыт по нравственному воспитанию. В педагогической литературе исследуемая нами проблематика нашла отражение в фундаментальных исследованиях Б.Т. Лихачёва, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, И.Ф. Свадковского, В.А. Сухомлинского, в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются пути дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания. Важнейшие приемы и методы, владеть которыми необходимо для осуществления нравственного воспитания, требуют нового осмысления. В педагогической теории в должной мере не изучена технология реализации нравственного воспитания учащихся в работе классного руководителя и вполне по конкретным причинам. Важнейшая из них – недостаточная научная разработанность многих вопросов нравственного воспитания. Например, его содержание в большинстве педагогических работах раскрывается главным образом лишь с точки зрения социально-этических требований к поведению и формированию личности. Что касается возрастного аспекта содержания нравственного воспитания, то о нем во многих научно-методических работах говориться лишь в общем плане. Наконец, в педагогической литературе до сих пор не определился достаточно четкий подход к раскрытию методических основ нравственного воспитания как целостного процесса, в котором все стороны морального облика личности школьника развиваются и формируются комплексно, в органической взаимосвязи.

Страницы: 1 2 3


Актуально о образовании:

Определение влияния внеурочной деятельности на развитие общения
Основная цель обучения учащихся культуре общения – формирование у них адекватного коммуникативного поведения. Коммуникативное поведение человека – это совокупность норм и традиций общения. Адекватное коммуникативное поведение – это такое коммуникативное поведение, которое соответствует принятым для ...

Анализ результатов работы по формированию графо-моторного навыка
Целью контрольного эксперимента является оценка эффективности проведенной коррекционно-педагогической работы по формированию графо-моторных навыков у дошкольников с ОНР. Контрольный эксперимент проводился в конце апреля 2011 г. Выполнение методики оценки графо-моторной функции по М.М. Безруких у де ...

Учебная деятельность как целостная система
Значение учебной деятельности как особого вида деятельности, направленного на освоение индивидом социального опыта, постоянно возрастает. Учебная деятельность в современных условиях должна выполняться человеком на протяжении всей его жизни. Д.Б. Эльконин называет учебную деятельность второй професс ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru