Схема 1
Целью процесса социализации выступает формирование людей 3 и 4 типов, координаты личностных ценностей которых совпадают с требованиями социальной среды. Причем, в силу большей привлекательности «приземленных» ценностей материального порядка большинство составляют люди 3-го типа. Между тем, целью социально-нравственной ориентации является формирование устойчивого способа взаимодействия личности с окружающим миром,
основанного на адекватности координат ценностно-нормативной системы, конкретного общества и общечеловеческих идеалов и ценностей, принявших форму личностных убеждений и принципов.
Таким образом, сектор 4-й – и есть социально-нравственное пространство осуществления человеческой сущности, в которой социально-ориентирующая деятельность преломляется через общечеловеческие и нравственные ценности. Только так возможно достижение целостности существования человека как социально-нравственного существа, т.е. существа, всегда принадлежащего конкретному обществу и человечеству в целом.
Критерии, уровни развития социально-нравственной ориентации подростков
№ |
Критерии |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
1 |
Ценностно-мотивационный |
Предполагает наличие сознательного отношения личности к формированию важных для нее личностных качеств, готовность действовать определенным образом; осознание ценности имеющихся знаний и умений и умелую реализацию их с учетом ведущих мотивов |
На данном уровне школьники осознают необходимость формирования определенных личностных качеств, но не всегда готовы действовать для достижения поставленных целей. |
Учащихся отличает не только низкий уровень осознанности выбора моральных норм, качеств личности, отсутствие конкретных жизненных перспектив, но и нежелание действовать в этом направлении. |
2 |
Интеллектуально-познавательный |
Учащихся отличает наличие стройной системы моральных и социальных знаний; умение объективно оценивать собственные возможности, способности и стремления; существование стойкой установки на формирование у себя конкретных качеств, жизненно необходимых и социально важных. |
Знание учащимися конкретных норм и категорий морали носит несколько разрозненный характер. Школьники не всегда объективны в оценке личных потенций. Социально-нравственные ориентиры находятся на этапе формирования. |
Учащиеся обладают низким объемом моральных и социальных знаний, не умеют дифференцировать различные оценки моральных категорий; для них характерно отсутствие четких жизненных целеустановок. |
3 |
Деятельностно-практический (или поведенческий) |
Выражается в соответствии поведения учащихся приобретенным знаниям, в умении соотносить свои устремления с нормами поведения, в чем и проявляется устойчивость выбора. |
Учащиеся могут и стремятся свои внутренние потребности и потенции реализовать в практической деятельности, но не всегда последовательно осуществляют данный процесс. |
Учащиеся не участвуют в общественно-полезной и личностно ценной деятельности, не умеют соотносить свои личностные установки с общечеловеческими нормами поведения. |
Активизация познавательной деятельности в рамках личностно-ориентированного подхода предполагает определенную стимуляцию, усиление процесса познания. Самопознание можно представить как последовательную цепь, состоящую из восприятия, запоминания, сохранения, осмысления, воспроизведения и интерпретации полученных знаний. Очевидно, что активизация может осуществляться одновременно на всех последовательных этапах, но может возникнуть и на каком-то одном. Стимулирует, активизирует познание прежде всего учитель. Действия его заключаются в том, чтобы с помощью различных приемов и упражнений усилить каждый из этапов познания (реже – один или несколько). Трудности в воспитательном процессе относятся сегодня к самым острым и актуальным не только в педагогическом, но и социальном плане. Нравственный беспредел, с которым встретилось наше общество в результате так называемых «реформ», оказывают негативное воздействие прежде всего на детей, подростков и молодёжь, не обладающих определенной культурой. В обоснование этого факта можно привести постоянно растущие цифры преступности, особенно молодёжной, а также готовность многих людей действовать в достижении материального благополучия на грани закона и беззакония. Да и то, что вполне законно, далеко не всегда вдохновляет. Падение нравственности означает, по существу, смену ценностных ориентаций людей под влиянием различных обстоятельств, – в том числе и экономической неустроенности. Нравственное воспитание молодёжи является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу такой невозвратимый и невосполнимый урон, что при недостатках другого характера (например, телесного или этического) большего вреда обществу нанести невозможно. Педагогической наукой, практикой школы накоплен значительный опыт по нравственному воспитанию. В педагогической литературе исследуемая нами проблематика нашла отражение в фундаментальных исследованиях Б.Т. Лихачёва, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, И.Ф. Свадковского, В.А. Сухомлинского, в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются пути дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания. Важнейшие приемы и методы, владеть которыми необходимо для осуществления нравственного воспитания, требуют нового осмысления. В педагогической теории в должной мере не изучена технология реализации нравственного воспитания учащихся в работе классного руководителя и вполне по конкретным причинам. Важнейшая из них – недостаточная научная разработанность многих вопросов нравственного воспитания. Например, его содержание в большинстве педагогических работах раскрывается главным образом лишь с точки зрения социально-этических требований к поведению и формированию личности. Что касается возрастного аспекта содержания нравственного воспитания, то о нем во многих научно-методических работах говориться лишь в общем плане. Наконец, в педагогической литературе до сих пор не определился достаточно четкий подход к раскрытию методических основ нравственного воспитания как целостного процесса, в котором все стороны морального облика личности школьника развиваются и формируются комплексно, в органической взаимосвязи.
Актуально о образовании:
Влияние легкоатлетических упражнений на состояние организма
Тренировку следует рассматривать как единый процесс воспитания, обучения и повышения функциональных возможностей организма. Тренировка является педагогическим процессом, в котором воспитание волевых качеств, совершенствование техники движений сочетаются с ростом функциональных возможностей человека ...
Дифференциация, ее виды
Дифференциация в переводе с латинского “difference” означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени. Дифференцированное обучение – это: Форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом у них каких-либо значимых для ...
Классификация образовательных электронных ресурсов
В настоящее время количество выпущенных различными компаниями компакт-дисков, которые предназначены для изучения физики, исчисляется десятками (более 50). Кроме того, существует множество компьютерных программ, разработанных отдельными энтузиастами, многие из которых можно скачать из сети Интернет. ...