Особенности организации работы по формированию самоконтроля учебной деятельности в системе Эльконина – Давыдова

Новое о образовании » Формирование умения осуществлять самоконтроль учебной деятельности младших школьников в системе Эльконина-Давыдова » Особенности организации работы по формированию самоконтроля учебной деятельности в системе Эльконина – Давыдова

Страница 2

Наиболее интересен контрольный блок, так как он является самым слабым во всем процессе написания диктанта. В ходе каждого прочитывания внимание сосредотачивается на отдельной языковой области - синтаксисе, грамматике и орфографии. Каждая из них требует своей особенной мозговой организации действий, и все операции, входящие в нее, нужно хорошо отработать. Автор статьи предлагает проводить написание диктанта в несколько этапов: на первом уроке учащиеся пишут диктант и сдают тетради учителя, а через 2-3 дня - тетради вновь раздаются учащимся и они производят проверку.

Нами был проведен диктант подобным образом. Учащимся был продиктован текст, в конце урока тетради были собраны, а через 3 дня были представлены детям для проверки. Предварительно им было объяснено, каким образом должна осуществляться проверка написанного.

Результат проверки грамотности школьников в этот раз отличался от предыдущего итога проведения такой же работы.

Нам кажется действенным использовать такой метод организации орфографического диктанта, так как он способствует развитию учебной деятельности, а также ее элемента - самоконтроля.

В уроки математики на различных этапах также включались методы и приемы развития самоконтроля. Например, при проведении устного счета эффективным методом формирования навыка является проверка с помощью сигнальных карточек. Например, тема: «Проверка умножения». Учитель диктует утверждения, учащиеся с помощью сигнальных карточек должны обозначить его правильность:

А при закреплении нового материала выбирался метод, с помощью которого учащиеся учились отбирать из предложенных вариантов решения поставленной задачи самый оптимальный.

Для того чтобы научить учащихся проверять свою работу самостоятельно, а не надеяться на родителей, им были предложены алгоритмы проверки домашнего задания. На уроке было объяснено и показано, как работать с этим алгоритмом.

Пример алгоритма по математике:

1. Прочитай еще раз задание.

2. Проверь, правильно ли ты списал данные.

3. Если ты решаешь задачу, проверь, правильно ли ты записал ответ, на все вопросы ответил.

4. Если ты решаешь пример, содержащий несколько действий, проверь порядок действий.

5. Если ты решаешь примеры, выполни устную проверку своих вычислений.

6. Если ты решаешь уравнение, подставь значение Х в начальное уравнение.

7. Когда выполнил всю работу, проверь, все ли задания ты сделал и все ли ты проверил.

Проверка домашнего задания осуществлялась во время проведения устного счета, учащимся задавались вопросы по тому, как он осуществлял проверку своей работы.

Пример алгоритма по русскому языку:

1. Прочитай еще раз задание.

2. Проверь, правильно ли ты списал текст.

3. Начинай проверку написания слов с последнего слова текста, упражнения.

4. Проверяй отдельно каждое слово.

5. Вспомни правило, по которому можно проверить написание слова.

6. Проверь знаки препинания, используя текст учебника.

7. Если ты уверен, что вся работа выполнена правильно, можешь сдать работу учителю.

8. Если это домашняя работа - проверь дважды выполнение задания.

Проверка домашнего задания на уроках русского языка осуществлялась каждый день. При сборе тетрадей учащихся можно было наблюдать большое количество исправлений в ходе выполнения домашней работы, что свидетельствовало о том, что учащиеся используют предложенный им алгоритм действий.

На уроках чтения при изучении стихотворного материала или при проведении работы, направленной на развитие у учащихся навыка выразительного чтения (чтение по ролям) учащимся был предложен алгоритм оценивания деятельности своего одноклассника, требования к выразительности чтения.

Требования к выразительному чтению.

1. Знание текста.

2. Выбор интонации и умение варьировать ею. (Радость, беззаботность, веселье, торжественность, восхищение).

3. Выбор темпа.

4. Выбор тембра, силы голоса.

5. Логические ударения и паузы.

После прочтения стихотворения необходимо сделать вывод: произвело впечатление это произведение на слушателей.

Первоначально эта работа вызывала затруднения у учащихся, поэтому нами были проведены специальные упражнения для формирования этого навыка. Также возникали сложности в объективности оценки отвечающего, были споры, в ходе которых развивалось умение слушать и слышать собеседника, что очень важно для совершенствования обще учебных умений и навыков. Например, тема: Стихи С. Михалкова.

Страницы: 1 2 3 4


Актуально о образовании:

Эстетическое воспитание на уроках природоведения
«Счастье - это быть с природой, видеть ее, говорить о ней»,— так писал более ста лет тому назад Л. Н. Толстой. Вот только природа во времена Толстого окружала людей совсем другая, чем та, среди которой живем мы. Реки тогда спокойно несли в океан свою прозрачную, чистую воду, леса стояли дремучие, а ...

Индивидуальные особенности развития учащихся и их учет в процессе воспитания
Возрастные особен­ности развития учащихся по-разному проявляются в их индивидуальном формировании. Это связано с тем, что школьники в зависимости от природных задатков и ус­ловий жизни (связь биологического и социального) су­щественно отличаются друг от друга. Вот почему разви­тие каждого из них в ...

Образовательный процесс в ДОУ как среда развития субъектности ребенка-дошкольника
Часть 1. Наблюдение за деятельностью детей на примере трудовой деятельности. Понаблюдайте за трудовой деятельностью детей данной возрастной группы и определите уровень развития субъектных свойств у дошкольников: 1 — отсутствие свойства; 2 — низкий уровень развития свойства (ведущая роль взрослого); ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru