Наблюдение за птицами

Страница 2

Наблюдения за отлетом и осенним прилетом птиц надо начинать с августа. Даты начала отлета гнездящихся в районе наблюдения птиц трудно определить точно, поскольку отлет происходит не сразу, а постепенно и бывает растянутым. После вылета птенцов из гнезд птицы обычно покидают места гнездования и начинают в одиночку или стаями кочевать в поисках корма. Некоторые наблюдатели откочевку (исчезновение) птиц из мест гнездования отмечают как отлет, что по существу неверно. Такая запись правильно указывает лишь момент перехода птиц на предотлетные кочевки. Время истинного отлета может быть определено при значительном расширении района наблюдений, который охватывает места предотлетных кормежек (луга, поля, выгоны, окрестности населенных пунктов).

Одним из итогов наблюдений за прилетными птицами может стать определение длительности пребывания того или иного вида в районе наблюдений (от первой до последней встречи). На основе многолетних наблюдений можно выявить определенные зависимости длительности пребывания птиц от погодных условий и хозяйственной деятельности человека.

Наблюдать следует и за птицами, прилетающими в район только на зиму. Это обычно растительноядные птицы (свиристель, снегирь), которых можно видеть в конце осени и зимой в парках, скверах и на озелененных улицах во время кормежек.

При наблюдениях за перелетными птицами следует строго руководствоваться принятыми в фенологии правилами определения дат прилета (пролета) и отлета.

Начало прилета или пролета. По отношению ко всем видам перелетных птиц это явление отмечается датой, когда замечены первые единичные особи или первая пролетная группа (стая) данного вида. Имеется в виду не только обнаружение самих птиц, но и установление их присутствия по голосу (песня жаворонка, кукование кукушки, песня соловья).

Из перелетных гнездящихся в районе наблюдений птиц первыми могут появляться особи, не оседающие в данной местности, а следующие на гнездовья в более северные районы. Отличить "транзитных" пернатых от "прилетающих домой" трудно. Поэтому, отмечая появление первых птиц, обычно не разграничивают их на осевших и пролетных. Задача заключается в установлении общего хода миграции птиц, который хорошо прослеживается по датам появления первых особей в этой местности.

Массовый (валовой) прилет или пролет.д.ля птиц, гнездящихся в районе наблюдения, отмечается дата, когда замечено, что численность птиц данного вида резко увеличилась. Для пролетных птиц отмечается день, когда наблюдалось наибольшее число пролетных стай. Установление дату массового прилета или пролета часто бывает затруднено по той причине, что само понятие "массовый" меняет свое содержание в зависимости от того, о какой птице идет речь. Для правильного определения этих дат требуется хотя бы приблизительно знать, в каком количестве встречается интересующий нас вид в районе наблюдений.

Отлет. Как уже отмечалось, осенний отлет обычно бывает постепенным и сильно растянутым по времени. Установить дату его начала, как и дату массового отлета птиц, без специальных количественных учетов практически не удается. Рекомендуется отмечать лишь массовый отлет, условно понимая под этим термином исчезновение большинства особей вида из района наблюдений. Для стайных пролетных птиц (гуси, журавли и др.) отмечаются даты начала массового пролета и его окончания. Началом считается день наблюдения первой пролетной стаи, массовым отлетом - день, когда отмечалось наибольшее количество пролетных стай, окончанием пролета - день, после которого стаи больше не встречались.

Однозначному определению поддается лишь завершающая стадия отлета гнездившихся в районе наблюдения видов - окончание их отлета (исчезновение последних птиц). Этот момент принято отмечать по дате последней встречи птиц данного вида, после которой они уже больше не встречались в районе наблюдений.

Страницы: 1 2 


Актуально о образовании:

Экспериментальное исследование условий эффективной организации проблемного обучения в начальной школе
Опытно-исследовательская работа по применению проблемного обучения в начальной школе, проведенная мной, представляет собой три этапа: 1 этап – анализ работы учителя по применению проблемного обучения в своей педагогической деятельности и наблюдение за учащимися с точки зрения их отношения к учению, ...

Критерии оценивания проектов-заданий для школьников 2-4 классов
В данной главе мы рассмотрим критерии оценивания самого проекта-задания и критерии оценивания выполненных детских работ. Дирекция Интернет-фестиваля разрабатывает проекты-задания для детей младшего школьного возраста и оценивает их эффективность по аналитической карте. В первую очередь проекты-зада ...

Коррекционно-развивающая программа работы с детьми младшего школьного возраста, склонными к проявлению агрессивности
Разрабатывая коррекционно-развивающую программу для детей склонных к агрессивному поведению, мы обратили внимание на важность взаимодействия социального педагога с классным руководителем, преподавателями, работающими с данной категорией детей, а так же с родителями. Проводя работу в этом направлени ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru