Наблюдение за птицами

Страница 2

Наблюдения за отлетом и осенним прилетом птиц надо начинать с августа. Даты начала отлета гнездящихся в районе наблюдения птиц трудно определить точно, поскольку отлет происходит не сразу, а постепенно и бывает растянутым. После вылета птенцов из гнезд птицы обычно покидают места гнездования и начинают в одиночку или стаями кочевать в поисках корма. Некоторые наблюдатели откочевку (исчезновение) птиц из мест гнездования отмечают как отлет, что по существу неверно. Такая запись правильно указывает лишь момент перехода птиц на предотлетные кочевки. Время истинного отлета может быть определено при значительном расширении района наблюдений, который охватывает места предотлетных кормежек (луга, поля, выгоны, окрестности населенных пунктов).

Одним из итогов наблюдений за прилетными птицами может стать определение длительности пребывания того или иного вида в районе наблюдений (от первой до последней встречи). На основе многолетних наблюдений можно выявить определенные зависимости длительности пребывания птиц от погодных условий и хозяйственной деятельности человека.

Наблюдать следует и за птицами, прилетающими в район только на зиму. Это обычно растительноядные птицы (свиристель, снегирь), которых можно видеть в конце осени и зимой в парках, скверах и на озелененных улицах во время кормежек.

При наблюдениях за перелетными птицами следует строго руководствоваться принятыми в фенологии правилами определения дат прилета (пролета) и отлета.

Начало прилета или пролета. По отношению ко всем видам перелетных птиц это явление отмечается датой, когда замечены первые единичные особи или первая пролетная группа (стая) данного вида. Имеется в виду не только обнаружение самих птиц, но и установление их присутствия по голосу (песня жаворонка, кукование кукушки, песня соловья).

Из перелетных гнездящихся в районе наблюдений птиц первыми могут появляться особи, не оседающие в данной местности, а следующие на гнездовья в более северные районы. Отличить "транзитных" пернатых от "прилетающих домой" трудно. Поэтому, отмечая появление первых птиц, обычно не разграничивают их на осевших и пролетных. Задача заключается в установлении общего хода миграции птиц, который хорошо прослеживается по датам появления первых особей в этой местности.

Массовый (валовой) прилет или пролет.д.ля птиц, гнездящихся в районе наблюдения, отмечается дата, когда замечено, что численность птиц данного вида резко увеличилась. Для пролетных птиц отмечается день, когда наблюдалось наибольшее число пролетных стай. Установление дату массового прилета или пролета часто бывает затруднено по той причине, что само понятие "массовый" меняет свое содержание в зависимости от того, о какой птице идет речь. Для правильного определения этих дат требуется хотя бы приблизительно знать, в каком количестве встречается интересующий нас вид в районе наблюдений.

Отлет. Как уже отмечалось, осенний отлет обычно бывает постепенным и сильно растянутым по времени. Установить дату его начала, как и дату массового отлета птиц, без специальных количественных учетов практически не удается. Рекомендуется отмечать лишь массовый отлет, условно понимая под этим термином исчезновение большинства особей вида из района наблюдений. Для стайных пролетных птиц (гуси, журавли и др.) отмечаются даты начала массового пролета и его окончания. Началом считается день наблюдения первой пролетной стаи, массовым отлетом - день, когда отмечалось наибольшее количество пролетных стай, окончанием пролета - день, после которого стаи больше не встречались.

Однозначному определению поддается лишь завершающая стадия отлета гнездившихся в районе наблюдения видов - окончание их отлета (исчезновение последних птиц). Этот момент принято отмечать по дате последней встречи птиц данного вида, после которой они уже больше не встречались в районе наблюдений.

Страницы: 1 2 


Актуально о образовании:

Роль педагога - дефектолога
Работа педагога – дефектолога и логопеда занимает исключительно важное место в лечебно - коррекционной работе по реабилитации и реабилитации детей с поражениями нервной системы. Тот и другой специалисты развивают интеллект, речь и другие психические процессы ребенка. Эта работа сочетается с другими ...

Внеклассные мероприятия по химии как фактор развития самостоятельности
Одним из главных требований в преподавании химии являются твердые знания по основному предмету. Каждый учитель должен уметь ориентироваться в приоритетных направлениях своей деятельности, анализировать информацию и принимать правильные решения. Он должен заложить твердые разносторонние знания, фунд ...

Сущность и содержание исправления осужденных
Действующий ныне Уголовно-исполнительный кодекс РФ (1996) и ведомственные нормативные акты, регламентирующие деятельность пенитенциарных учреждений, не содержат определения понятия «исправление осужденных», а среди ученых продолжаются дискуссии о содержании и пределах изменений в личности лиц, отбы ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru