Школа в контексте развития культуры Вятского края

Школа, как социальный, культурный феномен на территории Вятского края, складывалась постепенно, в тесной связи с тем, что происходило в отечественной культуре, истории в целом. Что такое школа? Определений много. И если не ссылаться на древних, то это место, где происходит передача знаний от учителя к ученику. Идет учебный процесс, изначально носящий воспитывающий характер. Обучать без письма, азбуки, книги нельзя.

Известно, что развитие письменности у славян связано с деятельностью просветителей Кирилла и Мефодия. Они основоположники литературно – письменного языка славян – старославянского.

Русские принесли на Вятскую землю более высокую культуру. На протяжении длительной истории, коренные жители земли Вятской финоугоры создали свою самобытную материальную и духовную культуру. Аборигены края имели свое представление об устройстве Вселенной и окружающем мире. Они постигали одну тайну природы за другой, в совершенстве освоили мир камня, кости, железа. Даже обиходные вещи они украшали сложным и искусственным геометрическим орнаментом, который нес и определенную смысловую нагрузку. Орнамент – это искусство, связанное с измерением и числом, первая письменность, ключ к прочтению, который утерян, уничтожен временем. В определенном порядке расположенные насечки и зарубки на предметах народов коми, мари, удмуртов - свидетельство наличия счета.

Местами передачи знаний могли быть рощи, где осуществлялась обрядовая деятельность древних, проводились инициации (возрастные обряды), знаменующие переход подростков после церемоний и испытаний из группы детей в группу взрослых, полноправных членов общества. Школой как особым социально – образовательным учреждением подобные места конечно, не были, но первыми шагами к ней, длиной в тысячелетие – возможно.

Письменность, книга, школа в подлинном смысле слова, получили свое развитие с приходом на Вятскую землю – русских. Грамоте учили священники, дьяконы, пономари, которых большими партиями расселяли в таких глубинках, как Вятка. Они тесно общались с местным населением, многому научили его – письму, чтению, счету.

Тормозящим фактором для развития культуры в Вятском крае была отдаленность его от Москвы и других культурных центров в России. Это приводило к относительной отсталости местной культуры. До XVIII века здесь не было ни одной школы. Дети духовенства, приказных людей, некоторых купцов получали начальное образование у домашних учителей, какими являлись монахи, подьячие, попы, которые сами были малообразованными людьми. Основная масса населения – крестьяне, ремесленники, мелкие посадские люди – за редким исключением были грамотными. Тем не менее, грамотность, письменность и образованность края постепенно росли.

О письменности на Вятке до присоединения ее к Москве сведений не сохранилось. Но она, несомненно, существовала. На раскопках Никулицкого городища был обнаружен стиль для письма (так называли «писало» - заостренная костяная палочка), аналогичный найденным при археологических раскопках в Великом Новгороде. Это дает основание думать, что вятчане, как и новгородцы, пользовались берестяными грамотами и, следовательно, умели читать и писать. Наличие на Вятской земле церквей и духовенства, а также какого – то канцелярского аппарата у местных воевод, тоже свидетельствуют о существовании письменности. Со времен окончательного присоединения к Москве в Вятском крае было создано новое управление. Общее для всего Московского государства. Широкое развитие получает и письменное производство.

В XVIII веке в связи с образованием Вятской и Великопермской епархии расширилось письменное дело в церковном управлении. С развитием торговли и промышленности грамотность стала распространяться среди посадских людей и крестьян. Но эта письменность имела чисто деловой канцелярский характер.


Актуально о образовании:

Концептуальные основы развития самостоятельной работы студентов
За последние несколько лет как результат пробуждения творческой инициативы, демократизации и определения права на существование альтернативных позиций и взглядов начали интенсивно разрабатываться новые концепции обучения студентов. В этих концентрациях все чаще обращаются к студенту как субъекту уч ...

Основные качества современных педагогических технологий
Структура педагогической технологии. Из данных определений следует, что технология в максимальной степени связана с учебным процессом – деятельностью учителя и ученика, ее структурой, средствами, методами и формами. Поэтому в структуру педагогической технологии входят: а) концептуальная основа; б) ...

Ученые об «Основах химии»
«Основы химии» - классическое произведение Д.И. Менделеева содержащее изложение неорганической химии с точки зрения периодического закона химических элементов. В этой книге неорганическая химия - наука о химических элементах и образуемых ими соединениях - благодаря периодическому закону, открытому ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru