Зарождение образования в Советском районе

Страница 1

До XIX века в слободе Кукарке (ныне город Советск) не было ни одного учебного или культурно - просветительского учреждения. В статистических сведениях Кукарского приказа сказано, что в приказе ни частных, ни народных училищ нет, из удельных крестьян 304 человека умеют читать и писать.

В 1838 году протоиерей Сарычев при Троицком соборе в Кукарке открыл народную школу, до этого по сообщениям того же Сарычева в слободе учили грамоте несколько неквалифицированных абсолютно людей (отставной солдат, крестьянин и т. п.). Школа протоирея Сарычева размещалась в доме Родиона Бердникова на Казанской улице (теперь улица Ленина). Учителями в школе были: сам Сарычев и весь причт собора. Дальнейшая судьба этой школы неизвестна, сообщений о ней не сохранилось.

Два года спустя в слободе Кукарке было открыто мужское одноклассное училище. При приказе в сороковые годы организована школа писарей, которая готовила писарей в приказ и удельную контору. Ежегодно выпускалось из неё 2-3 квалифицированных, хорошо подготовленных писаря. Вначале брали по несколько ребят и потом из них оставались и заканчивали учёбу до конца лишь те, кто был наиболее способным, в дальнейшем стали брать мальчиков лишь, тех, кто уже окончил одноклассное училище. При приказе так же имелись профессиональные школы: ремесленное училище, образцовые усадьбы, школа мальчиков-конюхов при Кукарской конюшне, обучавшихся ветеринарному делу.

Вслед за тем, как было открыто училище в слободе, стали появляться школы и в деревнях. В 1841 году открыты Петропавловское, Ильинское и Борковское училища, в 1844 году - Васильковское, в 1848 году - Ситёмское, в 1857 году - Колянурское, в 1859 году - Кукарское женское училище, в 1863 году - Зашижемское, Суводское, Кичминское, в 1864 году - Пижанское, в 1869 году – Мокинское, Жерновогорское и т. д.

В этот период в Кукарском мужском училище ежегодно обучалось примерно по 95 человек, а окончили училище за это время всего 287 человек. В мужском Кукарском училище все мальчики учились в одном помещении. Они делились на две группы, в одну входили мальчики, которые учились только первый год, они изучали написание букв, учились читать и считать. Другая группа те, кто уже научился писать, считать и читать, они выполняли более сложные задания. Каждый год в конце учебного семестра были экзамены, кто их сдавал, тот оканчивал школу, кто не сдавал, тот продолжал учиться на следующий год. Лучшие ученики оканчивали школу за 3-4 года, но были те, которые учились по 6-8 лет. Преподавали в училище почти исключительно выходцы из Вятской духовной семинарии.

В 1867 году по Яранскому уезду в волостях, которые входят сейчас в Советский район, школ было: в Кукарской волости 9 училищ, в Петропавловской – 3, в Ильинской – 8, в Водозеровской – 4, в Пиштанской – 3, всего – 27. Двадцать школ содержались за счет мирских сборов по волостям, а остальные 7 школ были частными. Процент грамотного населения в уезде составлял 3, 93% считая учащихся умеющих только считать.

В 70-е годы земство повышает учителям оклад до 250 рублей в год, тогда как прежний оклад был 100-150 рублей в год. Школ было мало. В Яранском уезде (сюда входила Кукарка) в 70-е годы одно училище приходилось на 205 квадратных верст. Имели возможность учится 1 мальчик из 47 и 1 девочка из 239. Одноклассное мужское училище слободы Кукарки в 1878 году преобразовано в двухклассное.

Страницы: 1 2 3


Актуально о образовании:

Формы организации учебной деятельности на уроке
В поисках путей более эффективного использования структуры уроков разных типов особую значимость приобретает форма организации учебной деятельности учащихся на уроке. В педагогической литературе и школьной практике приняты в основном три таких формы – фронтальная, индивидуальная и групповая. Первая ...

Описание и интерпретация результатов экспериментального обучения
Так как дети 10-12-летнего возраста очень активны, любят двигаться, то приходится менять вид работы. Если заставить их, хотя бы по очереди, читать текст учебника в течение продолжительного отрезка времени, они начнут делать это механически, без интереса, или вообще, когда один ученик читает, другие ...

Выявление связи между уровнем понятийного мышления учащихся и их учебными достижениями по математике
Применим метод ранговой корреляции Спирмена для нашего исследования. Перед подсчетом коэффициента корреляции убедимся, что между уровнем понятийного мышления учащихся и их учебными достижениями по математике существует определенная связь. Для этого по рангам, полученным учениками, построим диаграмм ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru