Просветительские реформы Петра I

Страница 1

XVIIIвек для России – век кардинальных преобразований, подготовленным всем предшествующим ходом исторического развития – это период развития русской культуры, означавший постепенный переход от древнерусской культуры к культуре Нового времени (русской классической культуре XIXв.), начало которому положили петровские реформы. Нужно было многому учиться и учить других. Недаром Петр I носил перстень с надписью: «аз есмь в чину учимых и учащих мя требую». Он подавал пример неустанного овладения знаниями и требовал того же от других. Приглашая на службу иностранных специалистов и ученых, не скупясь на жалованье им, Петр I прежде всего преследовал цель обучения русских людей.

Для учебы и практического освоения наук россиян посылали за границу. Чаще это были юноши из дворянских фамилий. По возвращении на родину их ждал строгий экзамен. В то время учеба русских не только за рубежом, но и в отечественных школах приравнивалась к государственной службе. А потому спрос был особый. Далеко не всем это нравилось. Иные, привыкнув к привольной жизни в отцовских поместьях, роптали на судьбу, пытались уклониться от учебы, но это редко удавалось. Петр I издал указ о запрещении молодым дворянам жениться, если у них не было свидетельства об окончании школы.

В первой четверти XVIII века возникла сеть организованных на казенный счет общеобразовательных и специализированных учебных заведений (до Петра I государственных училищ было мало). В училищах низшей ступени (цифирные школы) воспитанники овладевали навыками чтения, письма и счета. Цифирные школы открылись более чем в 40 городах России. Для детей солдат было образовано несколько гарнизонных школ, а для детей матросов Адмиралтейство также утвердило свои учебные заведения. Более обширные и разнообразные знания (алгебра, геометрия, тригонометрия, черчение астрономия и т. д.) давала организованная в 1701 году школа математических и навигационных наук в Москве. Занятия здесь продолжались почти весь день. Дисциплина была строгая. Выпускники этой школы назначались преподавателями в другие училища.

При Петре I значительно расширился выпуск книг, в том числе учебников, переводных и русских авторов. Издавались пособия по математике, физике, грамматике, разнообразные словари («лексиконы»), календари. Распространению учебной литературы, как и других книг светского содержания, способствовало введение гражданской азбуки. Церковнославянские буквы изъяли из типографского шрифта, заменив их более простыми по начертанию. Сложные буквенные обозначения цифр были заменены арабскими цифрами. Прежним способом продолжали печатать лишь церковные книги.

Таким образом, суть просветительских реформ в следующем: - организация первых светских школ профессионально – просветительского характера; - введение гражданского алфавита, который облегчил обучение грамоте и способствовал развитию светской литературы; - учреждение Академии наук с гимназией и университетом. Главное содержание петровских реформ составила секуляризация культуры, т. е. ее «обмирщение», разрушившая средневековую цельность древнерусской культуры. Полоса петровских реформ. проникнутая пафосом секуляризации, расчленила единую до того русскую культуру (синкретическую «культуру – веру») на собственно «культуру» и собственно «веру». Т. е. фактически на две культуры: светскую и религиозную (духовную). Все это не могло не отразиться на культуре Вятского края, в том числе и на образовании.

По сведениям вятского историка Верещагина, до 1721 года на Вятке не было подготовленных учителей только в самом конце 1720 года учитель Чирков был прислан в Хлынов. После неоднократных предписаний священного Синода, преосвященный Алексий в 1721 г. открыл архиерейскую школу, в которой «обреталось» 27 детей. По мнению же вятского историка А. И. Вештомова, главными причинами неблагосостояния школы явились глубоко неверные взгляды на школьное образование духовенства, которое было приверженцем старого и противником петровских преобразований.

Страницы: 1 2


Актуально о образовании:

Место науки о стилях в школьной практике
Стилистика – учебная дисциплина, исследующая один из коммуникативных аспектов языка. Значение курса стилистики в воспитании и обучении молодого поколения обусловлено той особой ролью, которую выполняет язык как важнейшее средство общения человека во всей его многогранной речевой практике. Основной ...

Определение детской художественно-познавательной деятельности
Традиции изучения художественно-творческого развития детей и подростков, сложившиеся в 20-е годы XX века на основе научно-практической деятельности ученых-педагогов Г.В. Лабунской, Е.А. Флериной, В.Н. Щацкой, были продолжены наиболее влиятельным представителем этой школы, профессором Б.П. Юсовым. У ...

Объект, предмет, цель и рабочая гипотеза исследования
Объект исследования Процесс развития мелкой моторики у детей с нарушением интеллекта. Предмет исследования Коррекция мелкой моторики у детей с нарушением интеллекта общеобразовательной коррекционной школы VIII вида. Цель исследования Улучшение уровня показателей мелкой моторики у детей с нарушением ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru