Просветительские реформы Петра I

Страница 1

XVIIIвек для России – век кардинальных преобразований, подготовленным всем предшествующим ходом исторического развития – это период развития русской культуры, означавший постепенный переход от древнерусской культуры к культуре Нового времени (русской классической культуре XIXв.), начало которому положили петровские реформы. Нужно было многому учиться и учить других. Недаром Петр I носил перстень с надписью: «аз есмь в чину учимых и учащих мя требую». Он подавал пример неустанного овладения знаниями и требовал того же от других. Приглашая на службу иностранных специалистов и ученых, не скупясь на жалованье им, Петр I прежде всего преследовал цель обучения русских людей.

Для учебы и практического освоения наук россиян посылали за границу. Чаще это были юноши из дворянских фамилий. По возвращении на родину их ждал строгий экзамен. В то время учеба русских не только за рубежом, но и в отечественных школах приравнивалась к государственной службе. А потому спрос был особый. Далеко не всем это нравилось. Иные, привыкнув к привольной жизни в отцовских поместьях, роптали на судьбу, пытались уклониться от учебы, но это редко удавалось. Петр I издал указ о запрещении молодым дворянам жениться, если у них не было свидетельства об окончании школы.

В первой четверти XVIII века возникла сеть организованных на казенный счет общеобразовательных и специализированных учебных заведений (до Петра I государственных училищ было мало). В училищах низшей ступени (цифирные школы) воспитанники овладевали навыками чтения, письма и счета. Цифирные школы открылись более чем в 40 городах России. Для детей солдат было образовано несколько гарнизонных школ, а для детей матросов Адмиралтейство также утвердило свои учебные заведения. Более обширные и разнообразные знания (алгебра, геометрия, тригонометрия, черчение астрономия и т. д.) давала организованная в 1701 году школа математических и навигационных наук в Москве. Занятия здесь продолжались почти весь день. Дисциплина была строгая. Выпускники этой школы назначались преподавателями в другие училища.

При Петре I значительно расширился выпуск книг, в том числе учебников, переводных и русских авторов. Издавались пособия по математике, физике, грамматике, разнообразные словари («лексиконы»), календари. Распространению учебной литературы, как и других книг светского содержания, способствовало введение гражданской азбуки. Церковнославянские буквы изъяли из типографского шрифта, заменив их более простыми по начертанию. Сложные буквенные обозначения цифр были заменены арабскими цифрами. Прежним способом продолжали печатать лишь церковные книги.

Таким образом, суть просветительских реформ в следующем: - организация первых светских школ профессионально – просветительского характера; - введение гражданского алфавита, который облегчил обучение грамоте и способствовал развитию светской литературы; - учреждение Академии наук с гимназией и университетом. Главное содержание петровских реформ составила секуляризация культуры, т. е. ее «обмирщение», разрушившая средневековую цельность древнерусской культуры. Полоса петровских реформ. проникнутая пафосом секуляризации, расчленила единую до того русскую культуру (синкретическую «культуру – веру») на собственно «культуру» и собственно «веру». Т. е. фактически на две культуры: светскую и религиозную (духовную). Все это не могло не отразиться на культуре Вятского края, в том числе и на образовании.

По сведениям вятского историка Верещагина, до 1721 года на Вятке не было подготовленных учителей только в самом конце 1720 года учитель Чирков был прислан в Хлынов. После неоднократных предписаний священного Синода, преосвященный Алексий в 1721 г. открыл архиерейскую школу, в которой «обреталось» 27 детей. По мнению же вятского историка А. И. Вештомова, главными причинами неблагосостояния школы явились глубоко неверные взгляды на школьное образование духовенства, которое было приверженцем старого и противником петровских преобразований.

Страницы: 1 2


Актуально о образовании:

Методические рекомендации по формированию лексики детей дошкольного возраста со стертой дизартрией
Поскольку в эксперименте мы выявили особенности формирования предикативного, атрибутивного и номинативного словаря детей 5-6 лет со стертой дизартрией, то, по нашему мнению, необходима специальная коррекционно- развивающая работа с детьми со стертой дизартрией, направленная на обогащение словаря, у ...

Качественные и расчетные задачи по теме «Плотность»
Когда мы, собираясь на каникулы в лагерь, набиваем всё новыми и новыми вещами и без того уже пухлый чемодан, какие из физических величин мы изменяем – m, V? 1. Кусок пластилина скатали в шарик. Какие из физических величин, характеризующих шарик, изменились – m, V? 2. Докажите, что из двух тел равно ...

Психолого-педагогические особенности развития самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста
педагог образовательный дошкольный самостоятельность Изучение проблемы самостоятельности, в настоящее время, ведется в различных аспектах. Исследуются: сущность самостоятельности, ее природа (Г.А. Балл, П.И. Пидкасистый, А.Г. Хрипкова); структура и соотношение компонентов самостоятельности (Ю.Н. Дм ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru