Психолого–педагогическая характеристика младших школьников с общим недоразвитием речи

Страница 2

Как было отмечено выше, общее недоразвитие речи характеризуется наличием сложных речевых расстройств, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте. Общее недоразвитие речи наблюдается при различных формах речевой патологии у детей, как правило, алалии и афазии, а также, когда выявляются одновременно нарушения лексико-грамматического строя и недостатки в фонетико-фонематическом развитии.

В отечественной логопсихологии существует немало исследований, посвященных изучению развития психики детей с речевой патологией. Большая часть работ была направлена на изучение познавательной сферы детей с нарушениями речи, среди них работы: И.Т. Власенко, А.П. Вороновой, Е.М. Мастюковой, Т.М. Пирцхалайшвили, Л.С. Цветковой, Н.А. Чевелевой, которые изучали различные виды восприятия; Г.С. Гуменной, изучавшей особенности мнестической деятельности; Ю.Ф. Гаркуша, О.Н. Усановой, Т.А. Фотековой, которые рассматривали особенности внимания; Л.И. Беляковой, И.Т. Власенко, Ю.Ф. Гаркуша, Г.В. Гуровой, Л.Р. Давидович, Л.А. Зайцевой, В.А. Ковшикова, Т.Н. Синековой, А.И. Ураковой, О.Н. Усановой, Э.Л. Фигередо, Т.А. Фотековой, Ю.А. Элькина, которые исследовали особенности мыслительной деятельности, О.С. Павловой, Л.Г. Соловьевой, исследовавших речевую коммуникацию; В.П. Глухова, изучавшего воображение. Существуют исследования отечественных ученых (Г.А. Волковой, Т.Н. Воронцовой, Л.К. Гончарук, О.С. Орловой, Л.А. Зайцевой, В.И. Селиверстова, О.Л. Слинько, О.Н. Усановой, В.М. Шкловского, Л.М. Щипициной), посвященные изучению особенностей эмоционально развития, волевой регуляции, личностного развития лиц с речевыми расстройствами.

Анализ литературы показал: наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций, детям с общим недоразвитием речи присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется слабой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. При общем недоразвитии речи наблюдаются отклонения в структуре и функциях мозга, характерны аномалии латерализации, более редкое, чем в норме, левополушарное доминирование и несформированность межполушарного взаимодействия. Детям присущи дисфункции и правого и левого полушарий мозга: в той или иной мере наблюдается недостаточность многих высших психических функций. Категория детей с общим недоразвитием речи полиморфна, варьирует как структура дефекта, так и степень выраженности дефицита вербальных и невербальных функций.

У всех детей с общим недоразвитием речи отмечаются нарушения фонематического восприятия, причем наблюдается несомненная связь речеслухового и речедвигательного анализаторов. Г.Ф. Сергеева отмечает, что нарушение функции речедвигательного анализатора при дизартрии и ринолалии весьма влияет на слуховое восприятие фонем. При этом не всегда наблюдается прямая зависимость между нарушением произношения звуков и нарушением их восприятия. Так, в ряде случаев наблюдается различение на слух тех фонем, которые не противопоставлены в произношении, в других же случаях не различаются и те фонемы, которые дифференцируются в произношении. Тем не менее, здесь наблюдается определенная пропорциональность: чем большее количество звуков дифференцируется в произношении, тем успешнее происходит различение фонем на слух. И чем меньше имеется «опор» в произношении, тем хуже условия для формирования фонематических образов. Развитие же самого фонематического слуха находится в прямой связи с развитием всех сторон речи, что, в свою очередь, обусловлено общим развитием ребенка.

Страницы: 1 2 3 4 5


Актуально о образовании:

Формы и методы формирования познавательного интереса у школьников
Формирование и развитие познавательных интересов - часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Если определить эту проблему более конкретно, то ее можно сформулировать так: должен быть путь, с помощью которого можно, добиваясь полноценного усвоения учащимися школьной программы, ...

Как разрешить конфликт
К настоящему времени специалистами разработано немало всевозможных рекомендаций, касающихся различных аспектов поведения людей в ситуациях конфликта, выбора соответствующих стратегий и средств их разрешения, а также управления ими. Важно рассмотреть как действия самих участников конфликта, так и де ...

Новейшие способы привлечения учащихся в науку
В настоящее время наука не стоит на месте, она развивается. Развиваются также новые методы и способы привлечения учащихся в науку. Рассмотрим некоторые из них. А) Student-opportunities или «Студент Возможности» В рамках этой программы был представлен Студенческий конкурс плакатов. В направлении «Ас ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru