Выбрав предмет для рисования, лепки, я продумала, что нужно для работы, в каком материале изображение данного предмета будет выразительнее. Карандаши или краски, акварель или гуашь, цвет бумаги, глина или пластилин для лепки – каждый материал имеет свои свойства, и знание их необходимо. Я выбрала акварельные краски.
Техника акварели и гуаши совершенно различна. Акварельная живопись – это живопись прозрачными красками, основные её свойства: прозрачность, лёгкость, чистота цвета. Белила в акварели не применяются, более светлый тон получается путём разбавления краски водой (например, розовый из красного, серый из чёрного и т. д.). Гуашь – краска с примесью белил – даёт плотный, непрозрачный слой. При работе гуашью в краски прибавляются белила. Например, чтобы получить голубой из синего или розовый из красной краски, надо красную или синюю смешать с белилами. Для рисования акварелью нужно давать детям белую бумагу, как я и сделала, а гуашью можно рисовать на белой и на цветной. Зная возможности и выразительные средства разных материалов, я подготовила их для занятия с детьми по изобразительной деятельности.
После того как я выбрала натуру и отобрала материалы, не приступая к рисованию, ещё раз внимательно изучила пропорции, форму и конструкцию предмета. И только уяснив все особенности натуры, начала работу. Занимаясь с детьми, также обращала их внимание на свойства предмета.
Основная задача рисования и лепки – передать на бумаге или в глине образ предмета, сохранив его характерную форму, цвет, конструктивное построение. Умение запоминать свойства предмета вырабатывается в рисовании и лепке с натуры и по памяти. Для создания выразительного изображения я постаралась объяснить детям, что необходимо продумать линейную и цветовую композицию – расположение и взаимосвязь всех изображённых предметов, чтобы было ясно, что они хотят рассказать своим рисунком. Линия, цвет, тон – всё должно быть подчинено единому замыслу.
На первом занятии я предложила детям нарисовать неваляшку по памяти.
На втором занятии предложила нарисовать неваляшку, но уже с натуры. Пронаблюдала за 3 детьми (Кокурина К., Горбатенко Н., Капитанов Ж.) и выявила их отношение к натуре .
Проанализировав таблицу 2 выяснилось, что на занятиях дети чаще обращались к натуре, рассматривали её, вносили исправления в работу самостоятельно, чем по предложению воспитателя.
Через два месяца, в течении которых шло обучение рисованию с натуры, я провела третье контрольное занятие. На нём использовала раздаточную натуру (ветка рябины, ваза с цветочком – хризантема, мелкие игрушки – гриб подосиновик, жёлтая уточка, жёлтый цыпленок, синяя рыбка).
Поставила перед детьми цель нарисовать данный предмет похожим. Дала возможность каждому ребёнку рассмотреть предмет, познакомиться с особенностями его формы, строения, цвета. Затем предложила Ксюше К., Насте Г., Жене К. рассказать что они будут изображать.
Ксюша К. выбрала и нарисовала жёлтого цыпленка.
Настя Г. выбрала и нарисовала вазу с цветком – хризантема.
Женя К. выбрал и нарисовал гриб – подосиновик.
В процессе занятия советовала детям сравнивать свой рисунок с натурой, вносить необходимые исправления.
В конце занятия анализ детских работ показал, что дети стали чаще смотреть на натуру, сравнивать со своим рисунком. Старались передать цвет и форму натуры. Стали более внимательно и тщательно относиться к мелким деталям натуры, которую они рисовали (глазки, клювик, гребешок, носик, ушки и т.п.).
После трёх занятий проверила, как дети поняли задачи рисования с натуры и с этой целью задала контрольный вопрос : «Как надо рисовать предмет, чтобы он был похожим?»
Диана П. : «Нужно чаще смотреть на неваляшку».
Алина Т. : «Надо обращать внимание на цвет натуры»
Алёна Ч. : «Надо нарисовать цветок так, чтобы он был такой же красивый, как настоящий»
Женя К. : «Нужно обращать внимание на детали натуры».
Настя Г. : «Надо внимательнее смотреть на натуру».
Ксюша К. : «Надо рисовать предмет похожим».
Из ответов на поставленный вопрос выяснилось, что почти все дети поняли задачи рисования с натуры.
Актуально о образовании:
Сущность понятия «народные промыслы»
Изучение основ народной культуры в современной школе, как известно, имеет место. Важность этой работы ни у кого не вызывает сомнений. Вместе с тем анализ существующего опыта позволяет сделать вывод о том, что очень часто народная культура представлена наиболее известными ремеслами. Сегодня дети зна ...
Организация и содержание проектной деятельности школьников
2-4 классов в Интернет-фестивале
Анализ видов и содержания проектной деятельности Интернет-фестиваля для детей старшего школьного возраста и изучение возрастных психофизиологических особенностей детей младшего школьного возраста дают основания для организации следующей проектной деятельности в Интернет-фестивале для детей 2-4 клас ...
Проблемное обучение
Технология проблемного обучения не нова: она получила распространение в 20-30-х годах в советском и зарубежном саду. Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи (1859-1952), основавшего в 1894 г. в Чикаго опытную школу, в которо ...