Каждый из видов изобразительной деятельности имеет свои особенности в отражении свойств действительности, присущие ему средства отражения. А аппликации форма, относительная величина и строение даются в плоскостном выражении путем проекции на плоскость.
Для создания понятного и выразительного изображения необходимо непосредственное, чувственное ознакомление с предметом, познание его чувственно воспринимаемых свойств и качеств. Процессы, характеризующие сенсорное развитие - восприятие, представление, - необходимая предпосылка изобразительной деятельности. Поэтому, не осуществляя сенсорного воспитания детей, нельзя решить и задач их эстетического воспитания в процессе изобразительной деятельности.
В процессе отражения различных свойств действительности в изображаемой деятельности большое место занимают процессы восприятия как зрительного, так и осязательного, а также ощущения самих производимых при изображении движений. Овладение этими процессами и создает условия для развития творческих способностей, но не обеспечивает полного успешного осуществления изобразительной деятельности.
Дети, недостаточно хорошо владеющие движениями рук, плохо справляются с рисованием, тем более с вырезанием. Необходимо овладеть своими движениями, уметь действовать ловко, уверенно, достаточно быстро. Эти движения обрабатываются не сами по себе, а под контролем зрительного восприятия в процессе создания изображения.
Чем же обусловлены яркость и ли смутность представления ребенка? Представление чувственного характера может сформироваться только путем восприятия самого предмета или е6го изображения. Качество изображения зависит от качества восприятия.
Изображение создается на основе имеющегося представления данного предмета. Процесс создания изображения требует развития комплекса сенсорных способностей.
Содержание предполагаемого изображения может требовать участия воображения, т. е. Комбинирования различных свойств предметов, воспринятых и усвоенных в разное время. Следовательно, можно говорить, что дети привлекают свой сенсорный опыт, полученный ими самостоятельно и в разное время. Этот процесс привлечения своего опыта и оперирования им может протекать с разной степенью активности и продуктивности. Овладение этим процессом в той степени, чтобы он содействовал успешному созданию изображения, также можно назвать способностью оперирования представлениями, куда входит и способность воображения.
Таким образом, можно говорить о формировании следующих сенсорных способностей, обеспечивающих успешное освоение изобразительной деятельности:
способность целенаправленного аналитико-синтетического восприятия изображаемого предмета;
способность формирования обобщенного представления, отражающего признаки и свойства предмета, которые могут быть преданны в изображении;
способность создания изображения предмета на основе имеющегося представления согласно материалу, технике и изобразительным возможностям данного вида деятельности;
способность совершать комплекс движений под контролем взора;
способность восприятия создаваемого и законченного изображения и сенсорной оценки его согласно имеющемуся представлению;
способность создания изображения на основе оперирования представлениями, т. е. привлечения накопленного ранее сенсорного опыта и преобразования его при помощи воображения.
Актуально о образовании:
Чем отличается педагогическая задача от педагогической ситуации
Педагогическая задача – это результат осознания педагогом цели обучения или воспитания, а также условий и способов ее реализации на практике. Педагогическая задача возникает всегда, когда нужно подготовить переход человека от "незнания" к состоянию "знания", от "непонимания ...
Элементы III-А группы периодической системы
Алюминий Al (лат. Aluminium, от лат. alumen — квасцы). Аl— элемент III группы 3-го периода периодической системы Д. И. Менделеева, п. н. 13, атомная масса 26,9815, имеет один стабильный изотоп 27Al (100 %). Металлический Аl был получен в 1827г. Вёлером. По содержанию в земной коре (8,8 %) Аl занима ...
Анализ результатов работы по формированию графо-моторного
навыка
Целью контрольного эксперимента является оценка эффективности проведенной коррекционно-педагогической работы по формированию графо-моторных навыков у дошкольников с ОНР. Контрольный эксперимент проводился в конце апреля 2011 г. Выполнение методики оценки графо-моторной функции по М.М. Безруких у де ...