Приемы развития творческих способностей младших школьников

Страница 1

Как развивать творческие способности ребенка? Как сделать его творческой личностью?

Еще недавно эти вопросы педагогика перед собой не ставила.

Школа готовила исполнителей, и это почти всех устраивало. А между тем проблемой развития творческих способностей люди интересовались всегда. Сегодня в решении этой проблемы наметились различные пути.

Одни педагоги подробно изучают структуру и качество творческого мышления и воображения, и занимаются с детьми по существу, тренингом способностей предлагая им задания типа: «Придумайте как можно больше…». Такие упражнения, конечно, развивают детей, но вряд ли воспринимаются ими как творчество. Ведь даже в понимании ребенка творчество должно давать яркий, привлекательный и новый результат.

Другие – увлеченно работают с детьми (лепят, рисуют, играют, сочиняют), не особо задаваясь вопросом, какие именно способности они при этом развивают: умение чувствовать радость жизни, свободно выражать себя закладывается в детстве и остается с человеком на долгие годы.

Крупнейший педагог Сухомлинский В.А. полагал, что детям надо показывать противоположные стороны жизни, учить их находить выход из самых острых ситуаций.

Аналогичную позицию занимает сейчас гуманистическая психология, получившая особо широкое распространение в США.

Чтобы практические работы детей содержали в себе элементы творчества, их нужно этому учить.

В процессе формирования творческой деятельности мы вычленяем 3 последовательных этапа:

Выработка практических умений и навыков. Здесь имеет место точность, исполнительность, рациональное использование времени, материала, соблюдение порядка на рабочем месте.

Формирование и расширение знаний детей, обогащение новыми впечатлениями.

Развитие мыслительной деятельности в процессе обобщения накопленного опыта и применение его в другой ситуации.

Мы считаем, что каждый из данных этапов служит логическим продолжением предыдущего, а последний – обобщающий во всем процессе. При чем практическая деятельность учащихся за счет задания творческого характера.

Также с целью развития творческих способностей младших школьников можно использовать приемы теории решения изобретательской задачи.

Приемы теории решения изобретательских задач.

Бином фантазии – ребенку предлагается 2 произвольно выбранных слова (они могут быть разными частями речи – существительными, прилагательными, числительными, глаголами), его задача – создать новый образ, манипулируя этими словами (меняя их формы с помощью предлогов). Например, слова – конфета, шкаф, образ – конфета на шкафу. Дальше с этим персонажем можно придумать целый рассказ (наверное, так получился сказочный образ Мальчика-с-пальчика).

Прием фантастических гипотез – ребенку предлагается необычное начало фразы, он должен продолжить. Например, что было бы если бы петух умел лаять… Что было бы если бы Земля была плоской…

Прием оживления – ребенок наделяет человеческими качествами (характер, способность говорить, двигаться и др.) неживые предметы или животных.

Прием увеличения – уменьшения – ребенок может увеличить или существенно уменьшить размеры (рост, объем, части тела) или качества предметов или живых существ, которые живут в его воображении.

Прием инверсии (инверсия – действие наоборот) – ребенку предлагается описать какое-либо действие, а затем изменить причинно-следственные связи при выполнении этого действия. Например, не человек водит ручкой по бумаге, чтобы получился рисунок или слово, а сама бумага движется под ручкой (так получается новый образ волшебной бумаги).

Прием префиксов (префикс – приставка) – ребенку объясняют значение иноязычных слов, использующихся в русском языке для обозначения нового смысла. Это такие слова как:

Страницы: 1 2


Актуально о образовании:

Работа с учителями в рамках методобъединения
Следующее направление в работе классного руководителя – это работа с учителями в рамках методического объединения классных руководителей. Методические объединения создаются, если в школе работают три и более педагогов данного профиля, и бывают предметными, для учителей начальных классов, воспитател ...

Наблюдение за взаимоотношениями детей в игре и вне ее
игра дошкольник воспитатель творческий Фотозапись игры детей подготовительной к школе группы Игра «Школа» В игре участвуют 5 детей подготовительной к школе группы В «Школу» предложила поиграть воспитатель детского сада Марина Александровна. Воспитатель: «Ребята, вы уже стали большими, скоро пойдете ...

Дробные факторные планы испытаний. Планирование испытаний
Можно сократить число испытаний, если от ПФП перейти к дробным факторным планам, или дробным репликам от полного факторного эксперимента. При переходе от ПФП к ДФП важно сохранить ортогональность матрицы планирования. С этой целью в качестве реплики (ДФП) пользуются ПФП для меньшего числа факторов. ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru