Приемы развития творческих способностей младших школьников

Страница 1

Как развивать творческие способности ребенка? Как сделать его творческой личностью?

Еще недавно эти вопросы педагогика перед собой не ставила.

Школа готовила исполнителей, и это почти всех устраивало. А между тем проблемой развития творческих способностей люди интересовались всегда. Сегодня в решении этой проблемы наметились различные пути.

Одни педагоги подробно изучают структуру и качество творческого мышления и воображения, и занимаются с детьми по существу, тренингом способностей предлагая им задания типа: «Придумайте как можно больше…». Такие упражнения, конечно, развивают детей, но вряд ли воспринимаются ими как творчество. Ведь даже в понимании ребенка творчество должно давать яркий, привлекательный и новый результат.

Другие – увлеченно работают с детьми (лепят, рисуют, играют, сочиняют), не особо задаваясь вопросом, какие именно способности они при этом развивают: умение чувствовать радость жизни, свободно выражать себя закладывается в детстве и остается с человеком на долгие годы.

Крупнейший педагог Сухомлинский В.А. полагал, что детям надо показывать противоположные стороны жизни, учить их находить выход из самых острых ситуаций.

Аналогичную позицию занимает сейчас гуманистическая психология, получившая особо широкое распространение в США.

Чтобы практические работы детей содержали в себе элементы творчества, их нужно этому учить.

В процессе формирования творческой деятельности мы вычленяем 3 последовательных этапа:

Выработка практических умений и навыков. Здесь имеет место точность, исполнительность, рациональное использование времени, материала, соблюдение порядка на рабочем месте.

Формирование и расширение знаний детей, обогащение новыми впечатлениями.

Развитие мыслительной деятельности в процессе обобщения накопленного опыта и применение его в другой ситуации.

Мы считаем, что каждый из данных этапов служит логическим продолжением предыдущего, а последний – обобщающий во всем процессе. При чем практическая деятельность учащихся за счет задания творческого характера.

Также с целью развития творческих способностей младших школьников можно использовать приемы теории решения изобретательской задачи.

Приемы теории решения изобретательских задач.

Бином фантазии – ребенку предлагается 2 произвольно выбранных слова (они могут быть разными частями речи – существительными, прилагательными, числительными, глаголами), его задача – создать новый образ, манипулируя этими словами (меняя их формы с помощью предлогов). Например, слова – конфета, шкаф, образ – конфета на шкафу. Дальше с этим персонажем можно придумать целый рассказ (наверное, так получился сказочный образ Мальчика-с-пальчика).

Прием фантастических гипотез – ребенку предлагается необычное начало фразы, он должен продолжить. Например, что было бы если бы петух умел лаять… Что было бы если бы Земля была плоской…

Прием оживления – ребенок наделяет человеческими качествами (характер, способность говорить, двигаться и др.) неживые предметы или животных.

Прием увеличения – уменьшения – ребенок может увеличить или существенно уменьшить размеры (рост, объем, части тела) или качества предметов или живых существ, которые живут в его воображении.

Прием инверсии (инверсия – действие наоборот) – ребенку предлагается описать какое-либо действие, а затем изменить причинно-следственные связи при выполнении этого действия. Например, не человек водит ручкой по бумаге, чтобы получился рисунок или слово, а сама бумага движется под ручкой (так получается новый образ волшебной бумаги).

Прием префиксов (префикс – приставка) – ребенку объясняют значение иноязычных слов, использующихся в русском языке для обозначения нового смысла. Это такие слова как:

Страницы: 1 2


Актуально о образовании:

Размышления рядового учителя по вопросу содержания современного образования
Полностью согласна с учеными, поставившими на первое место образования, - духовно-нравственное воспитание ребенка. Все остальное приложится. К сожалению, современный учитель поставлен в такие рамки, из которых «выбраться» подчас просто невозможно. Ведь предметник обязан подготовить детей к ЕГЭ, а з ...

Место и роль художественного образования и воспитания в историческом развитии культуры
Первый исторический тип организации жизни человечества - первобытное общество - характеризуется глобальным синкретизмом, проявляющимся во всех сферах бытия «доисторического» человека. Введение ребенка в мир культуры первобытности происходило в процессе воспитания-научения-образования, слитых в един ...

Основные требования к современному педагогическому процессу
Первое и основное требование к современному педагогическому процессу - содержание изучаемых материалов должно быть связано с жизнью, отражать научную истину и соответствовать современному уровню развития данной науки, а методы обучения - уровню новейших достижений дидактики. Ознакомление учащихся с ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru