Педагогический эксперимент требует:
- обоснования рабочей гипотезы,
- разработки исследуемого вопроса,
- составления детального плана проведения эксперимента,
- строгого соблюдения намеченного плана,
- точной фиксации результатов,
- тщательного анализа полученных данных,
- формулировки окончательных выводов.
Надежность экспериментальных выводов зависит от соблюдения условий эксперимента. Все факторы, кроме проверяемых, должны быть тщательно уравнены. Если, например, проверяется эффективность нового приема, то условия обучения, кроме проверяемого приема, необходимо сделать одинаковыми как в экспериментальном, так и в контрольном классе. Так как в реальной жизни причин, влияющих на эффективность воспитательно-образовательного процесса очень много, то соблюсти это требование очень трудно.
Существует классификация экспериментов по цели проведения:
1. констатирующий - изучаются существующие педагогические явления;
2. проверочный, уточняющий - проверяется гипотеза, созданная в процессе осмысления проблемы;
3. преобразующий, формирующий - в его процессе конструируются новые педагогические явления.
В основном, эти виды эксперимента применяются в последовательности.
По месту проведения различают естественный и лабораторный педагогический эксперимент.
Объектом педагогического эксперимента могут сталь планы, программы, учебники и учебные пособия.
Пример эксперимента: в Х веке до н.э. правитель Спарты Ликург поставил эксперимент, подтверждающий силу воспитания. Он отобрал у собаки двух щенков и посадил их в глубокую яму. Воду и пищу спускали вниз на веревке. Других щенков из того же помета он оставил расти на свободе. Пусть проходят курс "собачьей науки" в жизни. Когда щенята выросли, Ликург велел выпустить на виду у собак зайца. Как и следовало ожидать, щенки, выросшие на свободе, погнались за зайцем, догнали его и задавили. А щенки, выросшие в яме, бросились наутек.
Метод тестирования. "Тест" - короткое испытание, проба. Тестирование - целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса.
В педагогике тесты используется: как форма опроса на уроке - тесты успеваемости, тесты элементарных умений, таких, как письмо, чтение, простейшие арифметические операции, а также различные тесты для диагностики уровня обученности - выявление степени усвоения знаний, умения по всем учебным предметам. Так же тесты используются для изучения личности.
Выделяется два вида тестов: скорости и мощности. По тестам скорости у испытуемого обычно не хватает времени ответить на все вопросы, по тестам мощности у каждого такая возможность есть.
Пример теста, известного в истории: войско после длительного перехода должно было принять сразу же участие в сражении. Полководец привел их к реке и разрешил напиться. Некоторые от усталости падали на колени и пили воду прямо из реки, другие же черпали шлемами и пили, не теряя человеческого облика. Именно они и приняли участие в битве и победили. Таким простым тестом полководец отобрал тех, у кого силы еще остались.
Достоинства:
- точность,
- простота,
- доступность,
- возможность автоматизации.
Метод анкетирования. Это самый распространенный метод социально-педагогических исследований. Метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников - анкет.
Требования к проведению и составлению анкет:
- составлять должны только профессионалы;
- должна отвечать требованиям репрезентативности (выводы по классу, школе, региону): по классу должно быть опрошено - 80%, по школе - 25-30%, по району - 15-20%, по городу - 7-10%, по области - 3-5%, по региону - 1-2%, по стране - 0,1%.
Актуально о образовании:
Основные принципы и функции воспитательного процесса
Принципы воспитательного процесса (принципы воспитания) — это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, и в отличие от общих принципов педагогического процесса, рассмотрен ...
Сравнение эффективности проведения уроков по
модульной технологии в 8 "В" классе СОШ №12 с успеваемостью класса по
четвертям в 2010–2011 учебном году
Для того чтобы выявить эффективность уроков, проводимых по модульной технологии, надо сравнить процент качества знаний при использовании модульной технологии с процентом качества знаний класса по четвертям. Ранее уроки проводились в классической форме, ученики мало времени работали самостоятельно: ...
Психолого-педагогическая характеристика детей
экспериментальной группы
Экспериментальную группу, в которую вошли 10 человек, составили старшие дошкольники с ОНР. В комплексное обследование вошло: изучение психолого-медико-педагогической документации логопедическое и психолого-педагогическое обследование старших дошкольников. Изучение документации и анкетных данных пок ...