Методы педагогических исследований

Новое о образовании » Методы педагогических исследований

Страница 2

План беседы: беседа должна состоять из трех этапов - ознакомительного (кто родители, интересы, отношения, какие кружки посещает, с кем дружит, кто является авторитетом, какие идеалы, кем собирается стать и т.д.); кульминационный - основные вопросы, ради которых задумывалась беседа; третий - советы, пожелания.

Организационные особенности беседы: вопросы составляются только для себя, их ни в коем случае не должен видеть ученик, тем более их нельзя зачитывать, ответы на вопросы тоже надо запоминать, учитывать тембр речи.

После беседы самые важные моменты необходимо зафиксировать. Можно записать беседу на магнитофон, но только для себя: ни в коем случае этого не должен видеть ученик и нельзя давать прослушивать эту запись никому, иначе доверие со стороны учеников будет подорвано и ни один из них не пойдет на откровенный разговор с вами в дальнейшем.

Для повышения надежности результатов беседы и снятия неизбежного оттенка субъективизма, используют специальные меры:

- наличие четкого плана,

- обсуждение интересующих исследователя вопросов в различных ракурсах и связях,

- варьирование вопросов, постановка их в удобной для собеседника форме.

Достоинства:

- учитель по ходу беседы чувствует, удалось ли установить контакт с учеником, может попытаться повлиять на ученика, легче в последующем построить программу воспитания и самовоспитания с этим учеником.

Недостатки:

- достаточно большое количество времени,

- сложность фиксации результатов беседы,

- для хороших результатов необходим опыт и умение вести беседу.

Изучение опыта - еще один издавна применяемый метод педагогического исследования. В широком смысле означает организованную, познавательную деятельность, направленную на установление исторических связей воспитания, вычленение общего, устойчивого в учебно-воспитательных системах. В современном, несколько более суженном смысле этот метод понимают как изучение передового опыта творчески работающих педагогических коллективов, отдельных учителей.

В процессе научно-педагогических исследований изучают школьную документацию, характеризующую учебно-воспитательный процесс. В ней содержится масса объективных данных, помогающих устанавливать причинно-следственные зависимости, взаимосвязи между изучаемыми явлениями Изучение документации дает, например, ценные статистические данные для установления связи между состоянием здоровья и успеваемостью тем, как составлено расписание и работоспособностью учеников и т. д. Изучение школьной документации обязательно сочетается с другими методами.

Изучение ученического творчества - домашних и классных работ по всем учебным предметам, сочинений, рефератов, отчетов, результатов эстетического и технического творчества о многом скажет опытному преподавателю. Индивидуальные особенности учеников, наклонности и интересы, отношение к делу и своим обязанностям, уровень развития старательности, прилежания и других качеств, мотивы деятельности - это лишь небольшой перечень воспитательных аспектов, где можно с успехом применять этот метод.

Вce перечисленные традиционные методы взаимодополняют друг друга и применяются в комплексе.

Один из современных методов педагогического исследования -педагогический эксперимент. Слово "эксперимент" латинского происхождения и в переводе означает "опыт", "испытание". Это научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях. В отличие от методов, лишь регистрирующих то, что уже существует, эксперимент в педагогике имеет созидательный характер. Экспериментальным путем, например, пробивают дорогу в практику новые приемы, методы, формы, системы воспитательно-образовательной деятельности. Педагогический эксперимент может охватывать группу учеников, класс, школу или несколько школ. Осуществляются и очень широкие региональные эксперименты. Исследования могут быть длительными или краткосрочными в зависимости от темы и цели. Необходимо помнить, что эксперимент ни в коем случае не должен принести вред ученику. Для эксперимента необходима соответствующая база.

Страницы: 1 2 3 4


Актуально о образовании:

Учебная деятельность как целостная система
Значение учебной деятельности как особого вида деятельности, направленного на освоение индивидом социального опыта, постоянно возрастает. Учебная деятельность в современных условиях должна выполняться человеком на протяжении всей его жизни. Д.Б. Эльконин называет учебную деятельность второй професс ...

Проблемы внедрения и возможные пути развития личностно-ориентированного обучения
"Индивидуализация", "дифференцированное обучении", "личностно-ориентированное образование" - все это понятия в педагогике далеко не новые. С ними в той или иной степени знаком каждый школьный учитель. И все-таки проанализируем, как эти понятия "работают" на п ...

Роль педагога - дефектолога
Работа педагога – дефектолога и логопеда занимает исключительно важное место в лечебно - коррекционной работе по реабилитации и реабилитации детей с поражениями нервной системы. Тот и другой специалисты развивают интеллект, речь и другие психические процессы ребенка. Эта работа сочетается с другими ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru