Оценка педагогических идей М. Монтессори её современниками

Новое о образовании » Педагогическая деятельность Марии Монтессори » Оценка педагогических идей М. Монтессори её современниками

Страница 2

Благодаря выставкам и докладам желающих познакомиться с Петроградским детским садом, работающим по системе Монтессори, становилось все больше. Раз в неделю Юлия Ивановна начала показывать дидактический материал и давать консультации. Это обстоятельство вызвало у С.И. Созонова идею открыть курсы для желающих поближе ознакомиться с системой Монтессори. В течение двух зим (1916-1917 годы) при Обществе свободного воспитания читались лекции в помещении Коммерческого училища М.А. Шидловской (Шпалерная ул., 7) и проводились практические занятия в детском саду при этом же училище. Ю.И. Фаусек принимала самое активное участие в работе курсов: читала лекции, вела практическое занятия в детском саду сначала только сама, а затем с ассистенткой А.Н. Верховской.

Следует особо отметить, что активную подвижническую деятельность по популяризации и введению системы Монтессори в отечественную практику Ю.И. Фаусек разворачивает в чрезвычайно сложных социально-экономических условиях.

Дальнейшая, теперь уже научно-педагогическая судьба Ю.И. Фаусек была неразрывно связана с высшими педагогическими учреждениями Петрограда (Ленинграда). 1 сентября 1918 года на базе Фребелевских курсов в Петрограде был учрежден Педагогический институт дошкольного образования (ПИДО). Это был первый в России ВУЗ по подготовке дошкольных работников. Институту было предоставлено помещение бывшего Николаевского сиротского института.

Основной целью Института являлась подготовка специалистов с высшим образованием для дошкольных учреждений, а также для воспитания и обучения дефективных детей (отстающих и одаренных). Помимо учебной работы Институт должен был решать научные задачи, связанные с исследованием разнообразных проблем дошкольной педагогики. При этом важно было пропагандировать идеи зарождающегося в стране дошкольного образования.

На работу в ПИДО были приглашены лучшие специалисты Петрограда по дошкольному воспитанию (Н.А. Альмединген-Тумим, Е.И. Иорданская, В.В. Таубман, Е.И. Тихеева, П.О. Эфрусси, Л.И. Чулицкая, Е.Н. Янжул и др.). Среди приглашенных в качестве профессоров – Ю.И. Фаусек – крупнейший специалист в области теории свободного воспитания, имеющая уникальный опыт, как работы с детьми дошкольного возраста, так и просветительской деятельности. С 1918 по 1925 год она возглавляет кафедру по системе Монтессори на дошкольном факультете ПИДО.

Жизнь Института, особенно в первые годы его существования, была чрезвычайно насыщенной. В многочисленных дискуссиях между сторонниками различных педагогических концепций и систем дошкольного образования, по сути, складывалась отечественная теория дошкольной педагогики. Естественно, Ю.И. Фаусек с присущей ей интеллигентностью отстаивала идеи свободного воспитания и систему М. Монтессори.

Ю.И. Фаусек была идейным вдохновителем работы кафедры: увлеченно читала лекции студентам, много внимания уделяла содержанию учебных курсов. На заседаниях кафедры заслушивались планы и отчеты преподавателей о работе со студентами. Как практик, Юлия Ивановна особое внимание уделяла практической подготовке студентов к работе с детьми. Детский сад по системе М. Монтессори, созданный при ПИДО (1920 год), курировала сама. Это была своеобразная лаборатория ее кафедры. Студенты под руководством преподавателей вели психолого-педагогические наблюдения, изучали дидактический материал Монтессори, наблюдали и проводили занятия с детьми. В помещении детского сада велся семинар по системе Монтессори, работал кабинет, в котором была педагогическая библиотека, полный набор дидактического материала. Кроме студентов детский сад и кабинет посещали экскурсии и отдельные лица, интересующиеся системой Монтессори.

Интересной формой работы со студентами в ПИДО были научные кружки. Кружок по изучению системы М. Монтессори работал под руководством Ю.И. Фаусек, его работа не прерывалась даже летом. Как следует из архивных материалов, в летний период студенты 3 курса разрабатывали проблему "подведения ребенка к миру природы". Задачи практики были успешно выполнены, проведен ряд экскурсий, собран и обработан педагогический материал.

В настоящий праздник по случаю десятой годовщины открытия в России первого детского сада по системе Монтессори превратилось 21 октября 1923 года заседание Монтессорийского кружка при ПИДО. Ю.И. Фаусек сделала доклад: "Очерк десятилетней работы по системе Монтессори". Ряд учреждений и отдельные лица принесли свои поздравления Юлии Ивановне по поводу ее деятельности, как педагогической, так и теоретической. Юбилейное заседание вынесло решение послать письмо М. Монтессори. В день юбилея детский сад и кабинет посетило более 400 человек.

Необычайно плодотворна в этот период научно-методическая работа Ю.И. Фаусек. Она много пишет и публикует такие интереснейшие работы, как: "План работы в "Детском доме" для приходящих детей и система Монтессори" (1920); "О внимании у маленьких (по Монтессори)" (1922); "Развитие интеллекта у маленьких детей (по Монтессори)" (1922); "Теория и практика детского сада Монтессори" (совместно с В.В. Таубман, 1923); "Значение рисования в школе Монтессори" (1923); "Метод Монтессори в России" (1924); "Обучение грамоте и развитие речи по системе Монтессори" (1924); "Обучение счету по системе Монтессори" (1924) "Словесное творчество детей и система Монтессори".(1924).

Страницы: 1 2 3


Актуально о образовании:

Творческие находки учителей технологии в создании увлекательных уроков: анализ практической деятельности
Три основных вопроса каждодневно встают перед учителем при подготовке к занятиям: Для чего учить? Чему учить? Как учить? Программы, учебники, методические пособия существенно помогают ему при решении первых двух вопросов. Правда и тут он многое должен додумать сам, учитывая конкретные задачи обучен ...

Исследования эмоционального проявления детей 5-го года жизни на музыкальные произведения
Цель: изучить эмоциональное проявление дошкольников 5-го года жизни на музыкальные произведение. Задача: сравнить, музыкальные произведения какого характера, темпа вызывают больше эмоциональныхпроявлениий. Эмоции проявляются в выразительных движениях: мимике (выразительные движения лица) и пантомим ...

Приемы работы над беспереводным пониманием читаемого
Понимание является решающим моментом чтения. Понять текст -значит сделать его содержание своим достоянием, познать мысли, чувства и волю автора, сделать для себя выводы и поступать соответственно им. Тексты, с которыми имеют дело учащиеся, прежде всего различаются по своей информационной насыщеннос ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru