Оценка педагогических идей М. Монтессори её современниками

Новое о образовании » Педагогическая деятельность Марии Монтессори » Оценка педагогических идей М. Монтессори её современниками

Страница 3

Отстранение от заведования кафедрой педагогикию Вторая встреча с М. Монтессори

В 1925 году произошло объединение ленинградских педагогических ВУЗов в один – ЛГПИ им. А.И. Герцена, ПИДО вошел в его состав на правах факультета. Все дошкольные кафедры ПИДО были объединены в одну – кафедру дошкольной педагогики. Таким образом, Ю.И. Фаусек лишилась собственной кафедры, но осталась работать в качестве профессора кафедры дошкольной педагогики ЛГПИ им. А.И. Герцена.

Горечь утраты в какой-то степени компенсировала полученная возможность заграничной стажировки. Хотя даже близкие и коллеги посмеивались над планами Ю.И. Фаусек, которая на выделенные по ходатайству Н.К. Крупской 500 рублей хотела объехать всю Европу, ей все же удалось осуществить свой план. Она посетила Голландию и Германию. Самые лучшие школы и дошкольные учреждения. Вставая ранним утром, она отправлялась на занятия, а потом до поздней ночи писала, осмысливая увиденное. И вновь встретилась в Риме с Марией Монтессори. "Похвалы и признания моей работы, – писала Юлия Ивановна дочери, – не могли мне дать и тени того удовольствия и радости, которые я испытала в Риме от приема и слов Марии Монтессори. Она дала мне свой портрет с дарительной надписью. Он и теперь висит у меня на стене и утешает в горькие минуты".

Во второй половине 20-х годов в России начинается последовательная критика педагогической системы М. Монтессори. Подобно тому, как в 1921 году была проведена в Петрограде конференция по наследию Ф. Фребеля, в конце 1923 – начале 1924 года проводится конференция по системе Монтессори и выпускается специальный сборник "Пересмотр основ педагогики Монтессори". Сады по системе Монтессори еще сохраняются, появляются публикации, в которых положительно оцениваются материалы и отдельные методические приемы Монтессори, но в целом ее система признается идеологически и педагогически неприемлемой для советских дошкольников.

Распоряжение о закрытии детских садов по системе Монтессори было принято на государственном уровне. В 1930 году по идеологическим причинам перестал существовать и экспериментальный детский сад Ю.И. Фаусек.

Так завершился многолетний педагогический эксперимент поиска альтернативной модели воспитания и обучения дошкольников на основе культурного заимствования зарубежной педагогической системы и ее адаптации к социально-экономическим условиям России.

Результатом теоретической и практической деятельности по реализации системы Монтессори в России явилось становление собственного педагогического наследия Ю.И. Фаусек, которое является историко-педагогическим феноменом и представляет собой совокупность педагогических взглядов автора на решение проблем воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Обобщение результатов опытно-экспериментальной работы позволили Ю.И. Фаусек выявить ряд закономерностей, доказывающих эффективность системы Монтессори:

· индивидуальная самостоятельная работа ребенка с дидактическими материалами в подготовленной развивающей среде способствует раннему выявлению интересов и склонностей детей, а также возникновению интереса к работе других, что приводит к формированию "свободной кооперации", культуры автономии, взаимодействию детей без соперничества;

· "автодидактизм" развивающего материала обеспечивает становление у ребенка элементов самоконтроля, что способствует адекватной самооценке, возникновению положительной мотивации к работе и воспитанию самостоятельности как личностного качества;

· положительная мотивация, интерес к работе с дидактическим материалом сопровождается высокой "концентрацией" и "поляризацией" внимания, что обеспечивает формирование обобщенных способов действий ("приобретение метода в работе"), приводит к "нормализации" поведения и облегчает адаптацию ребенка к обучению в начальной школе.

Страницы: 1 2 3 


Актуально о образовании:

Российское образование при Екатерине II
Екатерина внимательно изучала опыт организации образования в ведущих странах Западной Европы и важнейшие педагогические идеи своего времени. За основу брался гуманитарный идеал, зародившийся в эпоху Возрождения: он исходил "из уважения к правам и свободе личности" и устранял "из педа ...

Пути повышения активности и самостоятельности учащихся
Активизация деятельности учащихся при изучении нового материала. Переход к изучению нового материала на уроках происходит естественным образом. Из повторения материала в начале урока вытекает учебная задача нового урока. Чтобы вызвать повышенный интерес к изучаемому материалу, нужно начинать изложе ...

Сущность методики развития речи
В методической теории отражены объективные особенности обучения детей родному языку, обобщено все лучшее в области методики развития речи, что создавалось в отечественном дошкольном воспитании и существует сейчас. Методикой устанавливается ряд твердых норм при решении тех или иных задач развития ре ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru