Значение учебной деятельности как особого вида деятельности, направленного на освоение индивидом социального опыта, постоянно возрастает. Учебная деятельность в современных условиях должна выполняться человеком на протяжении всей его жизни. Д.Б. Эльконин называет учебную деятельность второй профессией каждого человека, справедливо отмечая, что от умения осуществлять ее во многом зависит его продвижение в основном избранном деле. В связи с этим важно так строить учебную деятельность, чтобы в процессе ее учащиеся могли овладеть не только уже имеющимся социальным опытом, но и самой деятельностью. Но чтобы строить, надо знать структуру учебной деятельности. Выделение структуры деятельности учащегося позволяет наметить план вероятного и адекватного ей взаимодействия учителя и учащихся, а следовательно, успешно управлять учебно – воспитательным процессом. Это значит, что деятельность педагога (обучающего) необходимо структурировать в соответствии с закономерной динамикой учебной деятельности учащегося.
В работах психологов (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, В.В. Репкин и др.) предпринята попытка определить структурный состав учебной деятельности. Первым ее элементом является мотивация учения. Д.Б. Эльконин замечает, что учебная деятельность «должна побуждаться адекватными мотивами. Ими могут быть только мотивы, непосредственно связанные с ее содержанием, т.е. мотивы приобретения обобщенных способов действий, или, проще говоря, мотивы собственного роста, собственного совершенствования».
Вторым компонентом структуры учебной деятельности являются учебные задачи. Учебная задача включает цель, которая ставится учителем совместно с учащимися, учебные действия, условия достижения цели (умения самоконтроля и самооценки), результат. Если объединить эти компоненты, то получится следующий ряд:
Многие исследователи, принимая данную структуру, стремятся детализировать выделенные компоненты, особенно мотивационную основу деятельности и систему учебных действий, обеспечивающих решение учебных задач. Рассмотрим систему учебных действий. К ним относятся планирующие и исполнительские действия. Планирующие, или ориентирующие, действия (ориентировочная основа действия – ООД) – это та система ориентиров и указаний, пользуясь которой учащиеся выполняют усваиваемые действия. Она необходима для того, чтобы спланировать предстоящую деятельность (что надо найти? что делать сначала? в какой последовательности действовать? какие действия требуется выполнить?).
П.Я. Гальперин выделил три основных типа ориентировочной основы действия.
Первый тип ориентировки отличается тем, что ученикам дается в готовом виде неполная система указаний и ориентиров – по сравнению с той, которую необходимо учитывать для правильного выполнения действия. Это приводит к тому, что школьник учится выполнять действие методом «проб и ошибок». На основе такой ООД учебное действие усваивается вслепую, стихийно и с большими затруднениями. И даже сформированное действие остается для ученика не полностью осознанным, поэтому перенос его на новые объекты весьма ограничен.
Второй тип ориентировки отличается тем, что учащимся в готовом виде дается полная ООД в форме подробного алгоритма решения задачи, инструкции при выполнении лабораторной работы, технологической карты изготовления изделия, программы работы на компьютере и т.п. То есть в этом случае планирующие действия выполняет учитель, автор учебника, а учащийся только копирует их действия по образцу. Естественно возникает вопрос: можно ли научить школьника самостоятельно составлять ориентировочную основу действия для каждого нового задания? Оказалось, что можно, и был разработан еще один тип ориентировки.
Актуально о образовании:
Возрастные особенности нравственного развития детей
Проблемой нравственного формирования личности и проблемой возрастной характеристики психологического развития детей на отдельные возрастные этапы необходимо считать те качества новообразования, которые возникают в процессе развития в сфере нравственного сознания, потребностей и нравственной воли ре ...
Конкретные приемы развития у учащихся мотивации учения
Рассмотрим конкретные приемы создания перечисленных условий, обеспечивающих развитие у учащихся мотивации учения, сохраняя указанный выше порядок и нумерацию. 1. Очень важно, чтобы в изучении химии как учебного предмета учащиеся усматривали не только ознакомление с основами определенной науки. Они ...
Педагогика сотрудничества
Педагогика сотрудничества является одной из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х годов, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. Название технологии было дано группой педагогов-новаторов, в обобщенном опыте которых соединились лучшие традиции советской ...