Качества личности творческого педагога

Страница 3

Вторая группа умений - это умения осознавать перспективу своего профессионального развития, определять особенности своего индивидуального стиля, вычерпывать все положительное из своих природных данных; умения укреплять свои сильные стороны, устранять слабые, использовать компенсаторные звенья способностей, быть открытым поиску нового, переходить от уровня мастерства к собственно творческому, новаторскому уровню.

Реализация личностных качеств и свойств формирует такие аспекты профессиональной позиции, как учитель-гражданин, учитель-оптимист, учитель-индивидуальность, учитель - мастер, творец, новатор. Рассмотрим, какие психологические качества профессиональной компетентности связаны с перечисленными личностными умениями.

Это развитый интерес к другому человеку, уважение к его неповторимости; понимание учителем своего права на самобытность и индивидуальность, стремление к индивидуальному стилю работы; наличие целостной Я-концепции и адекватной самооценки, способной противостоять необъективной внешнее оценке труда учителя, обеспечить его профессиональную устойчивость, мотивацию и стремление к овладению высокими образцами труда и педагогическим мастерством; мотивация и стремление к творчеству как пути развития личности, т.е. реализация себя не только в предметном и коммуникативном, но и в личностном творчестве.

Наряду с этим целесообразно самоформирование учителем таких приемов, как самоанализ и рефлексия того, на каком уровне мастерства он находится, укрепление гуманистической позиции (интереса к другому человеку), овладение приемами поиска нестандартных решений, импровизация, систематический выход в учебно-воспитательном процессе в рефлексивную позицию, перевод запросов практики на язык науки, решение педагогических задач с неопределенным ответом, тренировка себя на переключение позиций, ролей и т.д.

Иными словами, творчеству учителя может способствовать создание благоприятной обстановки в школе и развитие у себя мотивации к творчеству и приемов, "техник" творчества.

Л.Е. Яковлева считает творческость не только характеристикой (аспектом) интеллекта (когда творчество оценивается по результату и основным критерием творческости мыслительного акта является результативность), а и личностной характеристикой. Причем творческость понимается в качестве личностной характеристики не как тот или иной набор личностных черт, а как реализация человеком собственной индивидуальности. Человеческая индивидуальность неповторима и уникальна, поэтому реализация индивидуальности - это и есть творческий акт (внесение в мир нового, ранее не существовавшего).

Автор полагает, что максимальное проявление процессуальных характеристик творческости (т.е. межличностный характер и адресованность другому человеку) заключается в использовании собственной индивидуальности для выявления и проявления индивидуальности другого человека. Внутренняя мотивация обращена в первую очередь на другого человека. Проблемы ставятся и решаются прежде всего в области межличностного взаимодействия. Оригинальность решений достигается благодаря тому, что лидер помогает другим людям обнаружить и проявить их собственные возможности.

Творчество в практической деятельности учителя настолько разнообразно, что можно говорить о различных аспектах его проявления. Так, новизна в практической работе педагога может проявляться в нестандартных подходах к решению проблем; в выработке новых методов, форм, приемов, средств и их оригинальных сочетаний; в эффективном применении имеющегося опыта в новых условиях; в совершенствовании, рационализации, модернизации известного в соответствии с новыми задачами; в удачном импровизировании на основе как точного знания и компетентного расчета, так и высокоразвитой интуиции; в умении видеть "веер вариантов" решения одной и той же проблемы; в умении трансформировать методические рекомендации, теоретические положения в конкретные педагогические действия. По мнению ученых, (Громов Е.С., Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д., Моляко В.А., Прояев М.В., Рубинштейн М.М., Кулюткин Ю.Н., Яковлева Л.В. и др.) педагогу-творцу присущи такие качества, как инициативность, самостоятельность, способность к преодолению инерции мышления, чувство подлинно нового и стремление к его познанию, целеустремленность, широта ассоциаций, наблюдательность, развитая профессиональная память, умение мобилизировать воспитанников, понимать, возбуждать и удовлетворять их интересы, профессиональное и творческое мышление, внутренняя мотивация на творческую педагогическую деятельность, нетрадиционное личное мировоззрение, богатство фантазии и интуиции. Т.о. на основе этого можно выделить наиболее значимые качества творческой личности педагога.

Страницы: 1 2 3 


Актуально о образовании:

Зарождение образования в Советском районе
До XIX века в слободе Кукарке (ныне город Советск) не было ни одного учебного или культурно - просветительского учреждения. В статистических сведениях Кукарского приказа сказано, что в приказе ни частных, ни народных училищ нет, из удельных крестьян 304 человека умеют читать и писать. В 1838 году п ...

Наблюдение за взаимоотношениями детей в игре и вне ее
игра дошкольник воспитатель творческий Фотозапись игры детей подготовительной к школе группы Игра «Школа» В игре участвуют 5 детей подготовительной к школе группы В «Школу» предложила поиграть воспитатель детского сада Марина Александровна. Воспитатель: «Ребята, вы уже стали большими, скоро пойдете ...

Классификации проблемных ситуаций, пути и способы их создания
Опыт показывает, что имеется уже свыше 20 классификаций проблемных ситуаций. Психологический подход осуществлен А. М. Матюшкиным. Он разработал классификацию проблемных ситуаций в наиболее общем виде, в основу ее положено действие, которое является главным элементом поведения человека, его деятельн ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru