Качества личности творческого педагога

Страница 2

В качестве факторов, тормозящих развитие творческой индивидуальности педагога, можно назвать отсутствие отношений к деятельности как к призванию; слабое осознание учителем своих индивидуальных особенностей; стремление к стандартному поведению как к единственно верному; силу привычки; неверие в свои силы; отсутствие умений, навыков и средств творческого самовыражения и др.

Развитие творческой индивидуальности должно предполагать воспитание личностных качеств, которые в свою очередь, становятся показателями профессионализма. Основные способности, необходимые для продуктивного творчества педагога таковы: эмоциональность, эмпатия, интуиция, рефлексия, развитие воображения, наблюдательность, подвижность, заразительность, выразительные способности, обаяние, способность к импровизации.

Важной характеристикой творческой педагогической деятельности являются психологические качества самого учителя. Перечислим их.

Педагогическая эрудиция;

Педагогическое целеполагание;

Педагогическая интуиция;

Педагогическая импровизация;

Педагогическая наблюдательность, зоркость, педагогический слух;

Педагогический оптимизм;

Педагогическая находчивость;

Педагогическое предвидение, прогнозирование;

Педагогическая рефлексия.

Что же касается творчества как свойства личности, то исследователи называют как отдельные свойства (смелость, оригинальность, критичность мышления, независимость и др.), так и пытаются построить целостную модель творческой личности. Так, В.И. Андреев говорит как о творческом о таком типе личности, "для которой характерна устойчивая, высокого уровня направленность на творчество, мотивационно-творческая активность, которая проявляется в органическом единстве с высоким уровнем творческих способностей и которые позволяют ей достигнуть прогрессивных, социально и лично значимых творческих результатов в одном или нескольких видах деятельности". В этом определении отражены наиболее распространенные установки при характеристике творческой личности:

набор взаимосвязанных качеств личности (творческая направленность, мотивация, способности, мышление, волевые качества), где центральными являются мотивы и способности, которые обусловливают внутреннюю активность и результативность;

обязательность объективно и субъективно значимого результата как основного смысла существования и деятельности творческой личности;

новизна и оригинальность этого результата;

безусловно положительное этическое отношение к творческой личности;

подчеркивание постоянства, устойчивости творческих качеств в структуре личности.

В литературе широко обсуждается вопрос о том, какие признаки личности позволяют считать ее творческой. Учителю они могут понадобиться в ходе самоанализа. Приведем некоторые из них: способность замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению на первый взгляд очевидное, избегать поверхностных формулировок; умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности, увидеть перспективу; отказ от ориентации на авторитеты; способность увидеть знакомый объект с совершенно новой стороны, в новом контексте; отказ от категорических суждений, деления на белое и черное; готовность отойти от привычного жизненного равновесия и устойчивости ради неопределенности и поиска.

Другие авторы относят к признакам творческой личности легкость ассоциирования (способность к быстрому и свободному переключению мыслей от движения в одном направлении к движению в обратном, способность вызывать в сознании образы и создавать из них новые комбинации); способность к оценочным суждениям и критичность мышления (умение выбрать одну из многих альтернатив до ее проверки, способность к переносу решений); готовность памяти (овладение достаточно большим объемом систематизированных знаний, упорядоченность и динамичность знаний), а также способность к свертыванию операций, обобщению и отбрасыванию несущественного. Некоторые ученые (В.В. Давыдов) к признакам творчества относят способность увидеть целое раньше, чем детали, способность к переносу функции одного предмета на другой.

Рассмотрим какие конкретные умения необходимы для самовыражения личности учителя.

Первая группа умений - это прежде всего умение удерживать устойчивую профессиональную позицию педагога, понимающего значимость своей профессии, могущего противостоять трудностям во имя ее социальной и общечеловеческой ценности; умения реализации и развития своих педагогических способностей, включая как их перцептивный компонент (понимать и изучать другого человека, сопереживать ему, вставать на его точку зрения), так и управленческий (умение воздействовать не только на поведение и поступки ученика, но и на его мотивы, цели); умение управлять своими эмоциональными состояниями, придавая им конструктивный, а не разрушительный характер; умения воспринимать позитивные возможности себя и учащихся и тем самым способствовать упрочнению своей позитивной Я-концепции; умение овладевать эталонами труда (педагогическое мастерство); умение осуществлять творческий поиск.

Страницы: 1 2 3


Актуально о образовании:

Субъекты воспитательного процесса
Объективный воспитательный процесс представляет собой широкое, многостороннее взаимодействие детей как активных субъектов деятельности с окружающей природно-социальной средой, прежде всего со взрослыми людьми. В этом взаимодействии дети являются одновременно субъектом самоизменения и объектом возде ...

Развитие межличностных отношений младшего школьного возраста в группе сверстников
К группе сверстников относится и группа сверстников младшего школьного возраста. Младший школьник – это человек, активно овладевающий навыками общения. В этом возрасте происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и ум ...

Анализ результатов работы по формированию графо-моторного навыка
Целью контрольного эксперимента является оценка эффективности проведенной коррекционно-педагогической работы по формированию графо-моторных навыков у дошкольников с ОНР. Контрольный эксперимент проводился в конце апреля 2011 г. Выполнение методики оценки графо-моторной функции по М.М. Безруких у де ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru