Сравнительная характеристика лексической стороны речи детей 5 – 6 лет со стертой дизартрией и без речевых нарушений

Новое о образовании » Формирование лексики у детей со стертой дизартрией » Сравнительная характеристика лексической стороны речи детей 5 – 6 лет со стертой дизартрией и без речевых нарушений

Страница 2

Отношения антонимии и синонимии характеризуют отношения внутри семантического поля. В связи с этим изучение антонимии и синонимии позволяет выявить особенности организации ядра семантического поля, точность значения слова. Выполнение заданий на подбор антонимов и синонимов требует достаточного объема словаря, сформированности семантического поля, в которое включено данное слово, умения выделять в структуре значения слова основной дифференциальный семантический признак, сопоставлять слова по существенному семантическому признаку. Эти задания успешно выполняются лишь при условии активности процесса поиска слова противоположного или одинакового значения. Правильный поиск слова осуществляется лишь в том случае, когда у ребенка сформирован и систематизирован определенный синонимический или антонимический ряд.

Дошкольники пятилетнего возраста в большинстве случаев правильно подбирают синонимы к хорошо знакомым им словам, допуская лишь единичные ошибки. Дети со стертой дизартрией не смогли подобрать синонимы к глаголам: «торопится, шагать, глядеть», что свидетельствует о дефиците предикативного словаря. Характерной ошибкой детей с речевой патологией является воспроизведение слов другой грамматической категории, что свидетельствует о недостаточной дифференциации категориальных значений слов (например, глядеть – глаза).

Вместо синонимов дети со стертой дизартрией воспроизводят:

а) семантически близкие слова, часто ситуативно сходные («в парке карусели», «улица- машины», «глядеть – видеть»);

б) слова, противоположные по значению, иногда повторение исходного слова с частицей не (глядеть – не глядеть);

в) расширение значения слова - «торопится - бежать»;

г) слова, связанные синтагматическими связями (огромный – дом, глядеть – глаза);

д) формы исходного слова или родственные слова (шагать - шаги).

Если дети с нормальным речевым развитием испытывают трудности в подборе антонимов и синонимов лишь к отдельным словам, например, к слову «трусливый», то у дошкольников со стертой дизартрией выявляются ошибки при подборе антонимов и синонимов к преобладающему большинству слов. У детей со стертой дизартрией наблюдается при этом разнообразный характер ошибок при подборе антонимов.

Вместо антонимов дети со стертой дизартрией подбирают:

а) слова-стимулы с частицей не (любить – не любить);

б) слова, семантически близкие, в том числе и антонимичные, предполагаемому антониму, но другой части речи («поднимать – вверх, вниз»);

в) слова, семантически близкие предполагаемому антониму той же части речи (утро - день);

г) слова, ситуативно близкие исходному слову («утро – светло»);

д) формы слова-стимула (трусливы - трусит);

е) слова, связанные синтагматическими связями со словами-стимулами (трусливый заяц);

В процессе поиска слова в случае дополнения предложения и пар слов, дети со стертой дизартрией часто теряют цель задания, подбирают слова по несущественным, ситуативным признакам, часто не соответствующей вопросу части речи.

Таким образом, у дошкольников со стертой дизартрией системные отношения между лексическими единицами языка недостаточно сформированы. Нарушения развития лексики у детей со стертой дизартрией проявляются в нарушении формирования лексической системности, организации семантических полей, качественном своеобразии этих процессов.

У детей со стертой дизартрией отмечались ограниченность объема словаря, недостаточная активность процесса поиска слова; недоразвитие мыслительных операций сравнения и обобщения; трудности выделения существенных дифференциальных семантических признаков, на основе которых противопоставляется значение слов; несформированность семантических полей.

Страницы: 1 2 3


Актуально о образовании:

Факторы и причины, способствующие возникновению детской агрессивности
Исаев Д.Д и И.И. Журавлев в работе «Типологические модели поведения детей с различными формами девиантного поведения» к числу разнообразных, взаимосвязанных факторов, обуславливающих проявление отклоняющего поведения, относят следующие факторы: Ø Индивидуальный фактор, действующий на уровне ...

Роль изучения научной литературы в процессе педагогического исследования
педагогический научный подготовительный Каждое исследование начинается с изучения научной литературы, что позволяет ознакомиться с обширной информацией по проблеме. Изучая литературные источники можно определить состояние проблемы исследования на данный момент, выявить, что уже сделано исследовател ...

Применение мультимедийных ресурсов по физике в практике
Главным этапом классификации мультимедийных ресурсов является определение их по функциональному назначению. На схеме представлена классификация мультимедийных ресурсов по физике. Схема 1 - Классификация мультимедийных ресурсов Возможности каждого вида мультимедийных ресурсов и применение их при обу ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru