Особенности лексической стороны речи у детей со стертой дизартрией

Новое о образовании » Формирование лексики у детей со стертой дизартрией » Особенности лексической стороны речи у детей со стертой дизартрией

Страница 2

3 уровень речевого развития характеризуется развернутой фразовой речью с элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. В целом в речи этих детей наблюдаются замены слов, близких по значению, отдельные аграмматические фразы, искажения звукослоговой структуры некоторых слов, недостатки произношения наиболее сложных по артикуляции звуков.

Активный, и особенно пассивный, словарь детей значительно обогащаются за счет существительных и глаголов. Вместе с тем, в процессе речевого общения, часто имеет место неточный отбор слов, следствием чего являются вербальные парафазии («кресло»- «диван», «вязать»- «плести»). Типичным для данного уровня является использование детьми простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений, при употреблении которых появляются выраженные нарушения.

Т.Б. Филичева выделила также четвертый уровень, так называемое нерезко выраженное общее недоразвитие речи. К нему относятся дети с нерезко выраженными, остаточными проявлениями лексико – грамматического и фонетико – фонематического строя речи. Несмотря на то, что словарный запас детей четвертого уровня приближен к норме, в нем можно выявить ряд пробелов. При достаточном обиходном словаре дети затрудняются в названии птиц (страус), растений (кактус), не знают названий частей тела (ступня). Прослеживается тенденция к лексическим заменам по видовым ситуативным и функциональным признакам. Обнаруживаются стойкие ошибки в образовании уменьшительно- ласкательных и увеличительных форм некоторых слов. Недостаточный уровень лексических средств языка особенно ярко проявляется в употреблении слов, фраз, пословиц с переносным значением.

Общее недоразвитие речи может наблюдаться при различных формах речевой патологии (по клинико-педагогической классификации): алалии, детской афазии, дизартрии, в том числе при стертой форме дизартрии.

В классификации Е.М.Мастюковой выделяются три группы детей с ОНР:

I группа - неосложненный вариант общего недоразвития речи: имеются признаки лишь общего недоразвития речи, без других выраженных нарушений нервно-психической деятельности, т.е. отсутствуют локальные поражения центральной нервной системы.

II группа – осложненный вариант общего недоразвития речи церебрально-органического генеза, при котором имеет место дизонтогенетически-эцефалопатический симптомокомплекс нарушений. Общее недоразвитие речи сочетается с рядом неврологических и психопатологических синдромов.

III группа - стойкое и специфическое речевое недоразвитие, которое клинически обозначается как моторная алалия.

При тщательном неврологическом обследовании детей второй группы выявляется ярко выраженная неврологическая симптоматика, свидетельствующая не только о задержке созревания центральной нервной системы, но и о негрубом повреждении отдельных мозговых структур. Среди неврологических синдромов у детей этой группы наиболее частыми являются дизартрии.

По данным Е.Ф. Архиповой , легкие степени дизартрии (МДР — минимальные дизартрические расстройства) у детей с ОНР встречаются очень часто (50-80%).

Страницы: 1 2 


Актуально о образовании:

Специфика лексического развития детей со стертой дизартрией
При изучении особенностей лексики у детей с речевой патологией перспективным и значимым является психолингвистический подход, а также современные представления о процессе развития лексики и различных аспектах ее изучения: о структуре значения слова и ее развитии в онтогенезе, о семантических полях ...

Аккредитация ВУЗов ABET
АВЕТ был образован в 1932 г. для продвижения учебных программ, не связанных с инженерно-строительными направлениями. В этом качестве АВЕТ приступил к сертификации программ уже в 1936 г. и в дальнейшем стал национальным центром по аккредитации инженерных программ всех направлений. В настоящее время ...

Составление спецификации понятий
Таблица 1 – Спецификация понятий Опорное понятие Новое понятие № Названия учебных элементов Символ Уровень усвоения Порядок + 1 Асинхронная машина 1 1 + 2 Асинхронный двигатель АД 1 2 + 3 АД с КЗ ротором АДКЗ 1 3 + 4 АД с фазным ротором АДФР 1 3 + 5 Статор 1 4 + 6 Ротор 1 4 + 7 Магнитопровод 2 5 + ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru