На 5 курсе я проходила практику по математике в 10 “а” классе школы №27 г.Кирова. После краткого знакомства с ребятами, проведения нескольких уроков, стало ясно, что ребята в этом классе очень разные с точки зрения математических способностей. Чтобы хорошо успевающим ученикам было интересно на уроке, а не очень способные ученики могли усвоить материал, я применяла следующие формы.
Почти на каждом уроке приходилось сильным ученикам усложнять задания какими-то дополнительными упражнениями.
Варианты были различные:
В начале урока выписывала на доску все задания, которые нужно решить за урок. Эти задания были составлены с таким расчетом, чтобы дети, которые хорошо и быстро решают, не оставались на уроке без работы.
При закреплении новой темы предлагала сильным учащимся самостоятельную работу, где задания были значительно труднее тех, что решал весь класс.
Также предо мной встала задача – разделить учащихся на группы. Посоветавшись с учителем, я разделила учащихся на группы по следующему принципу:
Отделила сильных учащихся, образуя группу III уровня.
Отделила слабых учащихся, образуя группу I уровня.
Оставшиеся учащиеся составили группу II уровня.
Рассмотрим применение уровневой дифференциации при обучении решению сложных задач по теме “Параллельность прямой и плоскости”.
Подготовка урока.
Я расставила парты таким образом, что образовалось три больших стола, за которыми могли сидеть группы. На столах поставила карточки с номерами групп. Сообщила учащимся, кто в какой группе находится.
Приготовила карточки с заданиями, на обратной стороне доски написала решения задач для III группы.
Ход урока.
Учащиеся разделены на группы и сидят за своими столами. Им предлагается ряд задач соответственно их уровню.
Для группы III уровня необходимо обеспечить продвижение дальше в результате самостоятельного решения более сложных задач, поэтому им предлагаются две задачи второго уровня и одна творческая. Для контакта с этой группой затрачивается меньше всего времени. Примерно за 10 мин до конца урока я открыла им доску с готовым решением, которое в течение оставшегося времени вполне по силам разобрать самим ученикам.
Цель работы со слабыми учениками – закрепление навыков решения опорных задач. Им предлагаются две задачи – первого и второго уровней. Идет работа у доски и в тетрадях. Все решения подробно разбираются на доске, анализируется и обосновывается каждый этап решения задач.
С группой второго уровня организовывалась полусамостоятельная работа. Ей предлагалось три задачи: одна первого и две второго уровней, т.е. те же здачи, что и для группы первого уровня, но в большем объеме, за выполнение которых ученик мог получить оценку. Учащимся этой группы предоставлялось право выбора:
если материал затуднений не вызывает, то он выполняет работу самостоятельно;
если есть сомнения в своих силах, то он может подключиться к работе группы I уровня.
Проведенная после изучения темы самостоятельная работа показала, что все ученики освоили материал на уровне обязательного стандарта, то есть они умеют применять теоретический материал при решении опорных задач, проводить стандартные рассуждения, построения, вычисления.
Учащимся понравилась такая форма работы, так как каждый получил задание соответствующее его способностям. Участники II и III групп смогли продвинуться дальше, причем, так как некоторые ученики могли переходить из II группы в I, все чувствовали себя уверенно в своих силах. К тому же работа в одноуровневых группах позволяет школьникам делится друг с другом своими знаниями, опытом, что имеет свое воспитательное значение.
При такой организации учебного процесса я смогла контролировать процесс обучения группы I уровня, так как все задачи разбирались на доске я могла быть уверена, что ученики усвоили материал.
Таким образом, в условиях дифференцированного обучения комфортно чувствуют себя сильные и слабые ученики.
Проведенная работа показывает, что применение уровневой дифференциации при обучении математике, как одного из путей учета индивидуальных особенностей учащихся, необходимо и возможно. Возможность применения уровневой дифференциации а также ее эффективность подтверждается опытом многих учителей: публикациями в журнале “Математика в школе”, “Директор школы”, “Педагогика” и т.п.
Актуально о образовании:
Посещение занятий педагога-логопеда
Логопедическое занятие по теме: "Звук л" Этап: автоматизация звука в словах. Цели: закреплять правильное произношение звука л в словах; развитие фонематических процессов (умения определять наличие звука в словах, позицию звука в словах; навыков звукового анализа и синтеза); развитие внима ...
Методические рекомендации по формированию лексики детей дошкольного
возраста со стертой дизартрией
Поскольку в эксперименте мы выявили особенности формирования предикативного, атрибутивного и номинативного словаря детей 5-6 лет со стертой дизартрией, то, по нашему мнению, необходима специальная коррекционно- развивающая работа с детьми со стертой дизартрией, направленная на обогащение словаря, у ...
Эффективность уроков, проведенных по модульной
технологии
Педагогические исследования шести разработанным модульных уроков по темам: "Коррозия металлов", "Соединения металлов. Оксиды и гидроксиды металлов", "Соли металлов", "Качественное обнаружение металлов", "Нахождение металлов в природе", "Практич ...