Формы организации учебной деятельности на уроке

Страница 11

Шаг 1. Выберите 7-8 (по числу групп) самых сильных учащихся, которые будут лидерами.

Шаг 2. Соберите будущих лидеров после уроков и объясните им, что для успешной работы их группа должна включать школьников разного уровня. Предложите каждому лидеру выбрать одного из 7-8 слабейших учеников в свою будущую группу. Объясните, в чем будет состоять их последующая роль.

Шаг 3. На следующий день объявите, что в классе начинается работа в группах, назовите лидеров и попросите их выбрать себе партнера. Каждый из лидеров выбирает одного партнера, как было решено вчера, и говорит: “Я хочу работать с ним/нею в одной группе”. Учтите, что многие из слабых учеников никогда не приглашались в команду. Вероятна сильная эмоциональная реакция.

Шаг 4. Два члена будущей группы садятся вместе и решают, кого они пригласят из оставшихся.

За учителем остается право утвердить или отклонить предлагаемый выбор.

2. Юркина С.Н. в своей статье “О дифференцированном обучении математике” предлагает разбивать каждый класс в начале года на 6 групп по результатам успеваемости и отношению к делу в прошлом учебном году, при этом учитывается и психологическая совместимость учеников. Это разбиение стабильно в течение учебного года, хотя частые переходы из группы в группу возможны в случае, если ученик стал заниматься лучше, или, наоборот, хуже. На разных этапах учебной работы для каждой группы учеников используются варианты заданий различной сложности.

Так, при работе в классе дифференцированное обучение можно провести следующим способом. После того как учитель объяснит всему классу новый материал и проведет первоначальное формирование умений по данной теме, следует перейти к закреплению умений, доведению их до навыков. Именно здесь следует использовать варианты различной сложности. Существует несколько способов их применения:

I,II, III группы решают общее задание фронтально под наблюдением учителя, а IV, V, VI группы выполняют общее или индивидуальные задания самостоятельно. Для них предусмотрен какой-либо вариант проверки (с использованием поворотных досок и т.п.);

I, II, III, IV группы работают самостоятельно, а V и VI группы вместе с учителем разбирают задания повышенной трудности;

учащиеся, хорошо усвовшие материал, работают самостоятельно, а те, у кого возникли затруднения, выполняют задания под руководством учителя;

ученики четырех групп работают самостоятельно, одна группа получает более трудное задание, а другая – более простое, для каждой группы предназначен свой способ проверки.

Рассмотрим вариант заданий по алгебре для 7 класса.

Польза этого варианта дифференциации:

каждый ученик работает на посильном для него уровне трудности, поэтому он лучше осознает свои ближайшие цели и задачи;

работая на определенном уровне трудности, ученик видит, как работают остальные, его самооценка становится более реальной;

четкость в работе дает возможность постоянно контролировать знания, умения и навыки;

наличие сильных учеников как группы позволяет постоянно продумывать работу с ними, учитывать возможности их развития.

3. Капиносов А.Н. в статье “Уровневая дифференциация при обучении математике в V-IX классах” рассматривает разбиение учащихся на 4 группы. Основой разбиения являются различия учащихся в темпах овладения учебным материалом, а также в способностях самостоятельно применять усвоенные знания и умения.

I группа (А) – учащиеся с высоким темпом продвижения в обучении: общие схемы выполнения типовых задач фактически усваивают в процессе их первичного объяснения, во многих случаях могут самостоятельно находить решения измененных типовых или усложненных задач, предполагающих применение нескольких известных способов решения.

II группа (В) – учащиеся со средним темпом продвижения в обучении: овладение новыми знаниями и умениями не вызывает особых затруднений, способы выполнения типовых задач усваивают после рассмотрения 2-3 образцов, решения измененных и усложненных задач находят, опираясь на указания учителя.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14


Актуально о образовании:

Психологическая теория учебной деятельности, её содержание и структура
Учебная деятельность, сохраняя все психологические признаки деятельности, чаще всего представлена как процесс. Человек учится всю жизнь, но это, чаще всего, учебная работа. Как установлено отечественными психологами школы А.Н. Леонтьева, стихийно, самопроизвольно полноценная учебная деятельность не ...

Российское образование в Александровскую эпоху
В начале царствования Александра I группа молодых реформаторов во главе с М.М. Сперанским наряду с другими преобразованиями осуществила и реформу системы образования. Впервые была создана школьная система, распределенная по так называемым учебным округам и замкнутая на университетах. Эта система бы ...

Учет в тренировке юных спортсменов
Осуществляя физическое воспитание, необходимо систематически проверять, оценивать и учитывать состояние здоровья занимающихся, уровень их физического развития, результаты спортивной деятельности, прилежание, поведение. К учету предъявляется ряд требований: своевременность, объективность, точность и ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru