Дифференциация по уровню умственного развития не получает в современной педагогике однозначной оценки; в ней имеются наряду с положительными и некоторые отрицательные аспекты.
|
Положительные аспекты: |
Отрицательные аспекты: |
|
Исключаются неоправданные и нецелесообразные для общества уравниловка и усреднение детей. |
Деление детей по уровню развития негуманно. |
|
У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному. |
Высвечивается социально-экономическое неравенство. |
|
Отсутствие в классе отстающих снимает необходимость в снижении общего уровня преподавания. |
Слабые лишаются возможности тянутся за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними. |
|
Появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам. |
Перевод в слабые группы воспринимается детьми как унижение их достоинства. |
|
Реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. |
Несовершенство диагностики приводит порой к тому, что в разряд слабых переводятся неординарные дети. |
|
Повышается уровень Я-концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности. |
Понижается уровень Я-концепции: в элитарных группах возникает иллюзия исключительности, эгоистический комплекс; в слабых группах снижается уровень самооценки, появляется установка на фатальность своей слабости. |
|
Повышается уровень мотивации ученья в сильных группах. |
Понижается уровень мотивации ученья в слабых группах. |
|
В группе, где собраны одинаковые дети, ребенку легче учиться. |
Перекомплектование разрушает классные коллективы. |
Рассмотрим поподробнее несколько видов уровневой дифференциации.
Актуально о образовании:
Мотивационная основа учебной деятельности
При рассмотрении учебной деятельности были обозначены проблемы ее целостности, структурирования, управления ею, проблема структурирования процесса обучения. Чтобы решить их, необходимо выяснить механизм взаимодействия учителя и учащегося, механизм структурирования учебной деятельности. При определе ...
Внеурочная работа по астрономии
В конкретных условиях каждой школы внеурочная работа по астрономии может иметь различные формы: беседы и лекции по особо актуальным вопросам, тематические вечера, читательские конференции, кружковые занятия, экскурсии в научно-просветительские центры, встречи со специалистами или опытными любителям ...
Формирование самостоятельности у младших школьников
Целью формирующего этапа экспериментального исследования было с помощью специально подобранных форм, средств, путей и методов сформировать у младших школьников самостоятельность. Работа осуществлялась в несколько этапов. Основы методики воспитательной работы с младшими школьниками предполагают разу ...