Дифференциация по уровню умственного развития не получает в современной педагогике однозначной оценки; в ней имеются наряду с положительными и некоторые отрицательные аспекты.
Положительные аспекты: |
Отрицательные аспекты: |
Исключаются неоправданные и нецелесообразные для общества уравниловка и усреднение детей. |
Деление детей по уровню развития негуманно. |
У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному. |
Высвечивается социально-экономическое неравенство. |
Отсутствие в классе отстающих снимает необходимость в снижении общего уровня преподавания. |
Слабые лишаются возможности тянутся за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними. |
Появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам. |
Перевод в слабые группы воспринимается детьми как унижение их достоинства. |
Реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. |
Несовершенство диагностики приводит порой к тому, что в разряд слабых переводятся неординарные дети. |
Повышается уровень Я-концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности. |
Понижается уровень Я-концепции: в элитарных группах возникает иллюзия исключительности, эгоистический комплекс; в слабых группах снижается уровень самооценки, появляется установка на фатальность своей слабости. |
Повышается уровень мотивации ученья в сильных группах. |
Понижается уровень мотивации ученья в слабых группах. |
В группе, где собраны одинаковые дети, ребенку легче учиться. |
Перекомплектование разрушает классные коллективы. |
Рассмотрим поподробнее несколько видов уровневой дифференциации.
Актуально о образовании:
Самооценка результативности организационно-педагогической деятельности – основа
ее самосовершенствования
Управленческая деятельность руководителя дошкольного образовательного учреждения многогранна, пронизывает все происходящие в дошкольном учреждении процессы и отличается большой сложностью и динамизмом. Вследствие этого оценка ее чаще всего дается опосредованно – по результатам деятельности педагоги ...
Методические приемы, направленные на формирование у детей
представлений о величине предметов
С понятием величины ребенок сталкивается уже в первые дни своей жизни. Как только он начинает видеть, слышать, понимать, он осознает, что мир, в который он пришел очень огромный. По мере его роста многие предметы, которые ему казались большими, становятся все меньше. Второй год жизни характеризуетс ...
Работа по оформлению документации
Наряду с работой с учениками, родителями, учителями-предметниками и с общественностью, классный руководитель ведет психолого-педагогическую документацию. Работа классного руководителя начинается с изучения коллектива класса. Для этого он исследует различные методики. После того как классный руковод ...