Дифференциация по уровню умственного развития не получает в современной педагогике однозначной оценки; в ней имеются наряду с положительными и некоторые отрицательные аспекты.
|
Положительные аспекты: |
Отрицательные аспекты: |
|
Исключаются неоправданные и нецелесообразные для общества уравниловка и усреднение детей. |
Деление детей по уровню развития негуманно. |
|
У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному. |
Высвечивается социально-экономическое неравенство. |
|
Отсутствие в классе отстающих снимает необходимость в снижении общего уровня преподавания. |
Слабые лишаются возможности тянутся за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними. |
|
Появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам. |
Перевод в слабые группы воспринимается детьми как унижение их достоинства. |
|
Реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. |
Несовершенство диагностики приводит порой к тому, что в разряд слабых переводятся неординарные дети. |
|
Повышается уровень Я-концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности. |
Понижается уровень Я-концепции: в элитарных группах возникает иллюзия исключительности, эгоистический комплекс; в слабых группах снижается уровень самооценки, появляется установка на фатальность своей слабости. |
|
Повышается уровень мотивации ученья в сильных группах. |
Понижается уровень мотивации ученья в слабых группах. |
|
В группе, где собраны одинаковые дети, ребенку легче учиться. |
Перекомплектование разрушает классные коллективы. |
Рассмотрим поподробнее несколько видов уровневой дифференциации.
Актуально о образовании:
Формы и методы формирования познавательного интереса
у школьников
Формирование и развитие познавательных интересов - часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Если определить эту проблему более конкретно, то ее можно сформулировать так: должен быть путь, с помощью которого можно, добиваясь полноценного усвоения учащимися школьной программы, ...
Понятие и структура детской инвалидности
Число детей с отклонениями в развитии, поведении, с трудностями в обучении, общении, детей с различными патологическими состояниями (неврозы, психопатии, органические поражения центральной нервной системы и т. д.) неуклонно возрастает, и к этому есть ряд причин. Нарушения различны по этиологии, пат ...
Характеристика структурных компонентов речи в норме
В возрасте, когда процесс развития речи далеко не завершен (2 г. 6 месяцев – 5 лет), специалисту необходимо разграничивать, что уже должно быть сформировано в детской речи, что только начинает складываться, а каких проявлений вообще не следует ожидать в ближайшее время. Такой анализ и оценку речево ...