Некоторые приемы повышения интереса учащихся к самостоятельной учебной деятельности

Новое о образовании » Формирование умений и навыков самостоятельной работы учащихся на уроках химии » Некоторые приемы повышения интереса учащихся к самостоятельной учебной деятельности

Страница 1

Повышение интереса учащихся к учению – важная составная часть учебного процесса. Общеизвестно, что человек достигает наилучшего результата труда, когда работа вызывает интерес и выполняется на высоком эмоциональном подъеме. Почему же так происходит?

Процесс учения включает в себя три последовательные стадии:

Восприятие, осмысление и усвоение теоретических знаний (запоминание);

Выработка умений и навыков по применению знаний на практике;

Повторение и углубление знаний, закрепление и совершенствование умений и навыков.

С точки зрения психологии, возникающий интерес всегда приводит к повышению внимания. В свою очередь это облегчает такие познавательные действия учащихся, как восприятие и осмысление и, наконец, запоминание (усвоение) основных фактов и теорий как базы для дальнейшей мыслительной деятельности. Поэтому на II и III стадиях процесса учения деятельность учащихся будет высокопродуктивной, так как строится она на прочном фундаменте I стадии.

Вот почему так необходимы различные ситуации, вызывающие интерес к учебной деятельности. Создать такие ситуации можно используя разнообразные формы игровой деятельности как наиболее близкой и понятной детям, эксперимент, лирические отступления и т.д.

Миниатюры представляют собой развивающие игры, вопросы-заставки, проблемные ситуации и вопросы. Для их реализации необходимо мало времени, что очень важно из-за высокой плотности изучаемого материала.

Пример 1. Задание. Сравните рисунки и найдите неизвестное вещество.

После выслушивания всех ответов слово дается одному ученику, который обстоятельно объясняет, почему должно быть именно это, выбранное им, вещество, а не другое.

Эта развивающая игра используется в 11 классе при изучении темы «Взаимосвязь основных классов органических соединений. Кислородсодержащие соединения» на начальном этапе урока с целью включения учащихся в работу и активизации мышления.

ПРИМЕР 2. Задание. Сравните рисунки и найдите неизвестное вещество.

После того как один из учащихся поясняет выбор ответа, класс отвечает на вопрос «Почему эти вещества, принадлежащие к разным классам, могут подвергаться гидратации?» Учащиеся объясняют это сходством строения, выясняют, какие еще сходные свойства есть у этих классов веществ, различия в свойствах, и переходят к совершенствованию умений и навыков по теме.

Этот прием используется на уроке совершенствования умений м навыков по теме «Непредельные углеводороды» (11 класс) с целью включения учащихся в работу, актуализации знаний по изученной теме, активизации мыслительной деятельности.

Пример 3

Задание. Вставьте пропущенные буквы и определите тему урока.

Тема

Вопросы темы:

Определение .

Алканы .

Физические свойства .

Химические свойства .

а) общие;

б) специфические.

Страницы: 1 2


Актуально о образовании:

Математическая регата
Математическая регата - увлекательное соревнование, которое может быть проведено не только во внеурочное время, но и во время уроков. Она проводится с целью активизации математических знаний учащихся и повышения интереса к предмету. В данном мероприятии представлены задания на различные темы, котор ...

Физическое воспитание детей-инвалидов
Физическая культура – это особая и самостоятельная область культуры, которая приобретает ряд специфических черт в приложении к инвалидам различных групп, занимающихся физическими упражнениями и массовым спортом. Обеспечивая развитие двигательного аппарата, укрепляя здоровье, повышает работоспособно ...

Состояние исследования проблемы в науке и педагогической практике
Самостоятельная работа студентов не является новым явлением в высшей школе. Более того, как определяет исследовательница СРС О.В. Рогова, „проблема совершенствования организации самостоятельной работы всегда была в центре внимания педагогической науки и вузовской практики”. Все исследователи педаго ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru