Клинико-психолого-педагогический аспект изучения ОНР

Страница 2

Такое системное нарушение получило название «общее недоразвитие речи».

По своему клиническому состоянию эта категория объединяет разных детей. Так по данным Е.М. Мастюковой среди них можно выделить:

-так называемый неосложненный вариант ОНР, когда отсутствуют явно выраженные указания на поражение ЦНС. Недоразвитие всех компонентов речи у детей сопровождается малыми неврологическими дисфункциями, такими, как недостаточная регуляция мышечного тонуса, неточность двигательных дифференцировок и пр.; у детей наблюдается некоторая эмоционально-волевая незрелость, слабая регуляция произвольной деятельности.

-осложненный вариант общего недоразвития речи, когда собственно речевой дефект сочетается с рядом неврологических и психопатологических синдромов, таких, как синдром повышенного черепного давления, церебростенический и неврозоподобный синдромы, синдромы двигательных расстройств.У детей этой группы отмечается крайне низкая работоспособность, нарушение отдельных видов гнозиса и праксиса, выраженная моторная неловкость, грубое и стойкое недоразвитие речи, обусловленноеорганическим поражением речевых зон коры головного мозга. Как правило, эту группу составляют дети с моторной алалией.

Общее недоразвитие речи клинически может проявляться разнообразно. Эти проявления схематично делятся на три основные группы:

• У детей первой группы имеют место признаки лишь общего недоразвития речи (ОНР), без других выраженных нарушений нервно-психической деятельности. У этих детей отсутствуют локальные поражения центральной нервной системы. Отсутствие парезов и параличей, выраженных подкорковых и мозжечковых нарушений свидетельствуют о сохранности у них первичных зон речедвигательного анализатора. Но, несмотря на отсутствие, нервно-психических нарушений в дошкольном возрасте, дети этой группы ОНР нуждаются в длительной логопедической, коррекционной работе, а в дальнейшем в особых условиях обучения.

Это неосложненный вариант общего недоразвития речи. У этих детей отсутствуют локальные поражения центральной нервной системы. В их анамнезе нет четких указаний на выраженные отклонения в протекании беременности и родов. Лишь у одной трети обследуемых в подробной беседе с матерью выявляются факты нерезко выраженного токсикоза второй половины беременности или недлительной асфиксии в родах. В этих случаях часто можно отметить недоношенность или незрелость ребенка при рождении, его соматическую ослабленность в первые месяцы и годы жизни, подверженность детским и простудным заболеваниям.

В психическом облике этих детей отмечаются отдельные черты общей эмоционально- волевой незрелости, слабая регуляция произвольной деятельности.

Отсутствие парезов и параличей, выраженных подкорковых и мозжечковых нарушений свидетельствует о сохранности у них первичных (ядерных) зон речедвигательного анализатора. Отмечаемые же малые неврологические дисфункции в основном ограничиваются нарушениями регуляции мышечного тонуса, недостаточностью тонких дифференцированных движений пальцев рук, несформированностью кинестетического и динамического праксиса. Это преимущественно дизонтогенетический вариант общего недоразвития речи.

• У детей второй группы ОНР сочетается с рядом неврологических и психопатологических синдромов. При неврологическом обследовании детей 2-й группы ОНР выявляется ярко выраженная неврологическая симптоматика, которая свидетельствует не только о задержке созревания центральной нервной системы, но и о негрубом повреждении отдельных мозговых структур. Среди неврологических синдромов у детей 2-й группы ОНР наиболее частыми являются следующие:

Страницы: 1 2 3


Актуально о образовании:

Положение алюминия в периодической системе и строение его атома
Алюминий находится в главной подгруппе III группы. Схема расположения по энергетическим уровням следующая: +3Al 2e-, 8e-, 3e- Так как у атомов алюминия на внешнем уровне 3 электрона, то алюминий в соединениях проявляет степень окисления 4-3. К такому же выводу приходим, руководствуясь представления ...

Определение влияния внеурочной деятельности на развитие общения
Основная цель обучения учащихся культуре общения – формирование у них адекватного коммуникативного поведения. Коммуникативное поведение человека – это совокупность норм и традиций общения. Адекватное коммуникативное поведение – это такое коммуникативное поведение, которое соответствует принятым для ...

Сущность и содержание исправления осужденных
Действующий ныне Уголовно-исполнительный кодекс РФ (1996) и ведомственные нормативные акты, регламентирующие деятельность пенитенциарных учреждений, не содержат определения понятия «исправление осужденных», а среди ученых продолжаются дискуссии о содержании и пределах изменений в личности лиц, отбы ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru