Особенности развития и воспитания старших школьников

Новое о образовании » Воспитание и развитие личности ребенка » Особенности развития и воспитания старших школьников

Страница 2

На более высокий уровень поднимается у старших школьников развитие чувств и волевых процессов. В частности, усиливаются и становятся более осознанны­ми чувства, связанные с общественно-политическими событиями. Общественные переживания и чувства оказывают силь­ное воздействие на нравственное формирование старше­классников. Именно в этом возрасте на основе моральных знаний и жизненного опыта вырабатываются определен­ные нравственные взгляды и убеждения, которыми руко­водствуются юноши и девушки в поведении. Вот почему так важно, чтобы в школе содержательно осуществля­лось гражданское и моральное воспитание, проводились дискуссии, а учащиеся систематически вовлекались в об­щественную работу. Исследования показывают, что слабая постановка гражданского и морального воспитания обора­чивается существенными издержками в развитии старшек­лассников. Отдельные из них могут проявлять гражданс­кую пассивность, вовлекаться в различные внешкольные объединения с негативной направленностью.

Годы ранней юности для многих учащихся характе­ризуются сильными интимными переживаниями, первой любовью, нередко оставляющей след на всю жизнь. Задача учителей и всех тех, кто соприкасается с учащимися этого возраста,— бережно относиться к их интимным пережи­ваниям, не вторгаться в эти чувства, понимать и всячес­ки щадить их. Однако, проявляя понятную в этих случаях осторожность и деликатность, необходимо ставить перед учащимися вопросы дружбы и любви, а также взаимоот­ношений между полами, с помощью медицинских работ­ников осуществлять соответствующее гигиеническое про­свещение, причем в ряде случаев целесообразно прово­дить эту работу отдельно с юношами и девушками.

Развитие чувственной сферы и сознательности стар­шеклассников оказывает большое влияние на волевые процессы, причем в протекании волевых актов решаю­щее значение принадлежит обдумыванию своих намере­ний и поведения. Замечено, что если учащийся поставил перед собой определенную цель в учебной или обществен­ной работе или же четко определил жизненные планы с учетом своих интересов и склонностей, он, как правило, проявляет высокую целеустремленность и энергию в работе, а также настойчивость в преодолении встречаю­щихся трудностей.

С этим связана и другая особенность старшекласс­ников, относящаяся к работе над своим самовоспита­нием. Если подростки в большинстве своем отличаются повышенной требовательностью к другим и недоста­точно требовательны к себе, то в юношеском возрасте положение изменяется. Они становятся более тре­бовательными к. себе и своей работе, стремятся вырабаты­вать у себя те черты и качества поведения, которые в наибольшей мере способствуют осуществлению наме­ченных планов. Все это говорит о том, какое большое значение имеют внутренние факторы (цели, мотивы, ус­тановки и идеалы) в развитии личностных качеств стар­шеклассников.

Существенной особенностью старших школьников является обостренность их сознания и чувств в связи с предстоящим жизненным самоопределением и выбором профессии. Вопрос, кем быть, для них уже не является отвлеченным, и решается он не без колебаний, не без трудностей и внутренних переживаний. Дело в том, что школьное обучение, так или иначе, делает для них более привычным умственный труд, и под влиянием этого мно­гие юноши и девушки мечтают связать свою жизнь с интеллектуальной деятельностью. Общественные же по­требности таковы, что подавляющее большинство стар­шеклассников после окончания школы должно вливаться в сферу материального производства. В результате этого у отдельных юношей и девушек, особенно из числа сла­боуспевающих, складывается ложное мнение о том, что учение дает мало пользы: работать на заводе, заниматься мелкой торговлей, мелким и средним бизнесом, дескать, можно и без среднего образования . Это отрицательно сказывается на их отношении к овладению знаниями. Поэтому необходимо оказывать учащимся действенную помощь в формировании их жизненных планов, прово­дить содержательную профориентацию, основной смысл которой должен состоять в том, чтобы раскрыть красоту человека труда, творческий характер работы на совре­менном производстве.

В развитии и воспитании старшеклассников нередко проявляется и такая трудность. Стремление многих роди­телей создать лучшие условия для жизни и учебы своих детей приводит к тому, что последние привыкают к удов­летворению всех своих запросов, вследствие чего у них зачастую формируется потребительское отношение к жизни. Недостаточность же практического опыта порож­дает отставание их общего социального развития и неко­торую инфантильность (от лат. infantilis — детский) в суждениях, что в свою очередь не дает им возможности понять неумеренность многих их потребностей и нецелесообразность их удовлетворения. Все это обусловливает необходимость расширения общественно полезной деятельности учащихся и привлечения их к системати­ческому труду как в школе, так и дома.

Страницы: 1 2 3


Актуально о образовании:

Упражнения, обучающие беспереводному пониманию читаемого аналитически
К ним относятся упражнения, обучающие различным видам обоснованной догадки при чтении. Например: 1. Определить смысл незнакомого текста по контексту: А) значение незнакомого слова раскрывается предшествующим контекстом: When you want to change a book you go to the library (англ.). Quand vous voulez ...

Диагностика качества развития умения осуществлять самоконтроль в учебной деятельности младших школьников
Самоконтроль - один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок. Между тем наблюдения, проведенные мною, показали, что именно навык самоконтроля наиболее слабо сформиров ...

Педагогические технологии
Проблемы образовательных технологий, огромный опыт педагогических инноваций, авторских школ и учителей-новаторов постоянно требуют обобщения и систематизации. Педагогические системы могут быть описаны как целостные явления с помощью ряда признаков (по В. Г. Афанасьеву): - интергративные качества (т ...

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru