Особенности развития и воспитания, учащихся среднего школьного возраста

Новое о образовании » Воспитание и развитие личности ребенка » Особенности развития и воспитания, учащихся среднего школьного возраста

Страница 2

Для подростков характерны значительные сдвиги в мышлении, в познавательной деятельности. В отличие от младших школьников они уже не удовлетворяются внешним восприятием изучаемых предметов и явлений, а стремятся понять их сущность, существующие в них причинно-следственные связи. Стремясь к постижению глубинных причин изучаемых явлений, они задают мно­го вопросов при изучении нового материала (иной раз каверзных, "с хитринкой"), требуют от учителя большей аргументации выдвигаемых положений и убедительного доказательства. На этой основе у них развивается абстрак­тное (понятийное) мышление и логическая память. За­кономерный характер этой особенности их мышления и памяти проявляется только при соответствующей орга­низации познавательной деятельности. Поэтому весьма важно обращать внимание на придание процессу обуче­ния проблемного характера, учить подростков самим на­ходить и формулировать проблемы, вырабатывать у них аналитико-синтетические умения, способность к теоре­тическим обобщениям. Не менее существенной задачей является развитие навыков самостоятельной учебной работы, формирование умения работать с учебником, проявлять самостоятельность и творческий подход при выполнении домашних заданий.

Особое значение в организации учебной работы подро­стков имеет внутреннее стимулирование их познаватель­ной деятельности, то есть развитие у них познавательных потребностей, интересов и мотивов учения. Следует иметь в виду, что стимулы не возникают сами по себе. Они фор­мируются только тогда, когда учителя обращают специ­альное внимание на эту сторону работы, о чем уже шла речь в главе о сущности и закономерностях воспитания.

Иным, чем в младших классах, должен быть процесс нравственного воспитания. Подростки тяготятся, если их поведение определяется внешним регулированием. Они охотнее соблюдают правила поведения, если эти правила хорошо осознаются ими и выступают как их собствен­ные моральные принципы. Вот почему глубокое разъяс­нение моральных норм и правил и формирование у под­ростков нравственных взглядов и убеждений должно со­ставлять существенную особенность нравственного вос­питания. Вместе с тем не теряет своего педагогического значения и тактично осуществляемая регламентация, а также контроль над поведением учащихся как меры, пре­дупреждающие необдуманные поступки.

Весьма рельефными представляются личностные осо­бенности подростков, связанные с их положением в кол­лективе сверстников, отношениями к учителям и взрос­лым, а также к самим себе. Подростки, как правило, отличаются коллективизмом, их привлекают общие ин­тересы и совместная деятельность, хотя в периоды спада настроения и ухода во внутренние переживания у них замечается и некоторое стремление к обособлению.

Существенной возрастной чертой подростков является стремление к утверждению своего достоинства и престижа среди товарищей. Основные пути к этому - хорошая учеба, общественная активность, проявление способнос­тей в тех или иных видах деятельности, внешняя обая­тельность и т.д. Если же тот или иной подросток не добивается достойного места в коллективе, он тяжело пере­живает свое положение. Вполне понятно, что учителям следует внимательно изучать взаимоотношения учащихся и помогать им укреплять свой престиж в коллективе.

Положение подростка в коллективе сказывается на его отношениях с учителями и взрослыми. Замечено, что в тех случаях, когда создается конфликтная ситуация и нужно сделать выбор между мнением учителя и мнени­ем класса, подросток чаще всего придерживается мне­ния сверстников. Поэтому при разрешении острых воп­росов учителю следует быть весьма осмотрительным и стремиться опираться на мнение коллектива учащихся.

Возрастающие интеллектуальные способности, общий духовный рост и расширение межличностных связей сти­мулируют развитие самосознания подростков, возбужда­ют мечты о своем призвании и будущем. Они сопостав­ляют себя со сверстниками, оценивают свои достоинства и недостатки. Но если о недочетах других они судят стро­го, то по отношению к себе они менее взыскательны. Это обусловливает необходимость развития у них самокри­тичности и побуждения к самовоспитанию.

Существенной особенностью воспитательной работы с подростками является профориентация. При ее проведе­нии нужно учитывать то, что свое будущее учащимся этого возраста представляется обычно в романтически приподнятых тонах. Они мечтают о ярких профессиях и предпочитают стать космонавтами, летчиками, геолога­ми, моряками и т.д. Производственные же профессии их привлекают меньше. Вот почему, поддерживая стремле­ние подростков к яркой и достойной жизни, необходимо раскрывать перед ними героику и красоту повседневного труда в промышленности и сельском хозяйстве, ориен­тировать на работу в сфере материального производства.

Страницы: 1 2 


Актуально о образовании:

Психологическая теория учебной деятельности, её содержание и структура
Учебная деятельность, сохраняя все психологические признаки деятельности, чаще всего представлена как процесс. Человек учится всю жизнь, но это, чаще всего, учебная работа. Как установлено отечественными психологами школы А.Н. Леонтьева, стихийно, самопроизвольно полноценная учебная деятельность не ...

Аккредитация ВУЗов ABET
АВЕТ был образован в 1932 г. для продвижения учебных программ, не связанных с инженерно-строительными направлениями. В этом качестве АВЕТ приступил к сертификации программ уже в 1936 г. и в дальнейшем стал национальным центром по аккредитации инженерных программ всех направлений. В настоящее время ...

Психологическое представление о нравственных ориентирах
В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуля ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru