Формирование у учащихся умения самостоятельно пополнять знания

Новое о образовании » Формирование умений и навыков самостоятельной работы учащихся на уроках химии » Формирование у учащихся умения самостоятельно пополнять знания

В настоящее время большую актуальность приобретает развитие у учащихся на уроках химии умения самостоятельно пополнять свои знания. Решение этой педагогической проблемы требует от учителя повышения всего научно-методического уровня обучения, оптимального использования внутри- и межпредметных связей.

Для того чтобы учащиеся постоянно стремились к расширению и углублению своих знаний, у них должен возникнуть и поддерживаться серьезный интерес к изучаемой науке. Учитель развивает его с помощью многообразных эффективных методов и приемов: показывает перспективы изучения химии, возможности объяснения и предсказания химических явлений, важную роль химических превращений в природе и жизнедеятельности человека, разъясняет необходимость рационального их использования для совершенствования промышленного и сельскохозяйственного производства. Наличие интереса к химии необходимое, но еще не достаточное условие для приобретения учащимися умения самостоятельно пополнять свои химические знания. Для этого им нужно усвоить важнейшие закономерности, обобщения химии, представлять методы выявления научных проблем и выбор оптимальных способов их решения. С такими методами учащиеся знакомятся в том случае, если знания приобретаются ими на основе самостоятельной познавательной деятельности.

Приучая школьников к самостоятельному нахождению и решению химических проблем, учитель сначала на ряде примеров показывает им путь от постановки проблемы к выдвижению гипотезы, нахождению решения и проверке его правильности.

В дальнейшем обучение организуется так, чтобы учащиеся сами пытались формулировать возникающие проблемы. Так, при изучении периодического закона учащиеся обнаруживают противоречие между взаимным расположением аргона и калия в периодической системе по их атомным массам и свойствам этих элементов. Эта проблема разрешается в дальнейшем при изучении строения атомов химических элементов.

Чем больше запас знаний по химии у учащихся, тем чаще возникают у них вопросы, требующие ответа. В этих поисках учащиеся обращаются не только к учебнику, но и к научно-популярной литературе, сборникам научных статей.

Развитию у учащихся умения пользоваться литературой для пополнения знаний способствуют самостоятельные работы с учебником на уроке. В опыте учителей химии с помощью таких работ изучается в ряде случаев материал, связанный с нахождением тех или иных химических элементов в природе, применением веществ, обобщаются знания о свойствах химических элементов тех или иных подгрупп периодической системы, проводится сравнение свойств веществ.

При изучении химии школьники пополняют свои знания и с помощью химического эксперимента. К использованию его для углубления знаний учитель постепенно ведет учеников, все более развивая их самостоятельность. Так, в 8 классе учащиеся лишь наблюдают, как учитель проводит несложные химические опыты и использует их для решения тех или иных вопросов. Далее они овладевают элементарными экспериментальными умениями и используют их для проведения несложных практических работ, выполняемых по подробной инструкции. Девятиклассникам при проведении химического эксперимента предоставляется большая самостоятельность. Им предлагают решать экспериментальные задачи, в которых сформулирована цель работы, но не указано, какие опыты следует провести и какие умения при этом использовать.

Учащиеся 10 – 11 классов выполняют на уроках еще более сложные и длительные опыты, они серьезно осознают роль химического эксперимента в приобретении новых знаний, овладевают умением самостоятельно идти от понимания цели эксперимента к его практическому выполнению и к логически правильным выводам.

Особенно много возможностей для развития самостоятельности учащихся при проведении химического эксперимента в факультативной и кружковой работе. Примерно две трети времени, отведенного в 9 классе на факультативный практикум, учащиеся могут самостоятельно работать в химическом кабинете школы, исследуя вещества, изучая их превращения, решая экспериментальные задачи. Здесь идет более основательное, чем на уроках, ознакомление с техникой лабораторных работ, использование дополнительной литературы, справочников.

На факультативных занятиях в 10 и 11 классах учащимся предоставляется возможность выполнять довольно сложные практические работы, в частности, количественного характера. Например, в курсе «Основы общей химии» они определяют эквивалент металла и атомную массу его через эквивалент, а в курсе «Строение и свойства органических соединений» проводят синтезы ряда органических веществ, анализы технических материалов. На развитие у учащихся умения самостоятельно пополнять свои знания особенно положительно влияет выполнение заданий творческого характера. Учащиеся всегда с большим интересом проводят работу, приближающуюся по своему характеру к научному исследованию, она побуждает их к активности, организацию своего труда: составлению предварительного плана поисков, углубленной работе с литературой, выполнению условий проведения эксперимента, самостоятельному вдумчивому оформлению полученных результатов.


Актуально о образовании:

Роль проблемного обучения и его сущность
В данном параграфе мы проследим путь развития проблемного обучения в педагогической теории и практике отечественных и зарубежных педагогов. Еще с древних времен величайшие педагоги всегда искали методические пути преобразования учебного труда в радостный процесс мира, развития умственных сил и спос ...

Методические приемы, направленные на формирование у детей представлений о величине предметов
С понятием величины ребенок сталкивается уже в первые дни своей жизни. Как только он начинает видеть, слышать, понимать, он осознает, что мир, в который он пришел очень огромный. По мере его роста многие предметы, которые ему казались большими, становятся все меньше. Второй год жизни характеризуетс ...

Межпредметные связи при изучении iii и v группы периодической системы Д.И.Менделеева
Бор никогда не встречается в природе в свободном состоянии, он всегда оказывается связанным с кислородом. В этой форме он присутствует в борной кислоте Н3BO3, которая содержится в воде горячих источников вулканических местностей. Кроме того, в природе распространены многочисленные соли борной кисло ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru