Формирование у учащихся умения самостоятельно пополнять знания

Новое о образовании » Формирование умений и навыков самостоятельной работы учащихся на уроках химии » Формирование у учащихся умения самостоятельно пополнять знания

В настоящее время большую актуальность приобретает развитие у учащихся на уроках химии умения самостоятельно пополнять свои знания. Решение этой педагогической проблемы требует от учителя повышения всего научно-методического уровня обучения, оптимального использования внутри- и межпредметных связей.

Для того чтобы учащиеся постоянно стремились к расширению и углублению своих знаний, у них должен возникнуть и поддерживаться серьезный интерес к изучаемой науке. Учитель развивает его с помощью многообразных эффективных методов и приемов: показывает перспективы изучения химии, возможности объяснения и предсказания химических явлений, важную роль химических превращений в природе и жизнедеятельности человека, разъясняет необходимость рационального их использования для совершенствования промышленного и сельскохозяйственного производства. Наличие интереса к химии необходимое, но еще не достаточное условие для приобретения учащимися умения самостоятельно пополнять свои химические знания. Для этого им нужно усвоить важнейшие закономерности, обобщения химии, представлять методы выявления научных проблем и выбор оптимальных способов их решения. С такими методами учащиеся знакомятся в том случае, если знания приобретаются ими на основе самостоятельной познавательной деятельности.

Приучая школьников к самостоятельному нахождению и решению химических проблем, учитель сначала на ряде примеров показывает им путь от постановки проблемы к выдвижению гипотезы, нахождению решения и проверке его правильности.

В дальнейшем обучение организуется так, чтобы учащиеся сами пытались формулировать возникающие проблемы. Так, при изучении периодического закона учащиеся обнаруживают противоречие между взаимным расположением аргона и калия в периодической системе по их атомным массам и свойствам этих элементов. Эта проблема разрешается в дальнейшем при изучении строения атомов химических элементов.

Чем больше запас знаний по химии у учащихся, тем чаще возникают у них вопросы, требующие ответа. В этих поисках учащиеся обращаются не только к учебнику, но и к научно-популярной литературе, сборникам научных статей.

Развитию у учащихся умения пользоваться литературой для пополнения знаний способствуют самостоятельные работы с учебником на уроке. В опыте учителей химии с помощью таких работ изучается в ряде случаев материал, связанный с нахождением тех или иных химических элементов в природе, применением веществ, обобщаются знания о свойствах химических элементов тех или иных подгрупп периодической системы, проводится сравнение свойств веществ.

При изучении химии школьники пополняют свои знания и с помощью химического эксперимента. К использованию его для углубления знаний учитель постепенно ведет учеников, все более развивая их самостоятельность. Так, в 8 классе учащиеся лишь наблюдают, как учитель проводит несложные химические опыты и использует их для решения тех или иных вопросов. Далее они овладевают элементарными экспериментальными умениями и используют их для проведения несложных практических работ, выполняемых по подробной инструкции. Девятиклассникам при проведении химического эксперимента предоставляется большая самостоятельность. Им предлагают решать экспериментальные задачи, в которых сформулирована цель работы, но не указано, какие опыты следует провести и какие умения при этом использовать.

Учащиеся 10 – 11 классов выполняют на уроках еще более сложные и длительные опыты, они серьезно осознают роль химического эксперимента в приобретении новых знаний, овладевают умением самостоятельно идти от понимания цели эксперимента к его практическому выполнению и к логически правильным выводам.

Особенно много возможностей для развития самостоятельности учащихся при проведении химического эксперимента в факультативной и кружковой работе. Примерно две трети времени, отведенного в 9 классе на факультативный практикум, учащиеся могут самостоятельно работать в химическом кабинете школы, исследуя вещества, изучая их превращения, решая экспериментальные задачи. Здесь идет более основательное, чем на уроках, ознакомление с техникой лабораторных работ, использование дополнительной литературы, справочников.

На факультативных занятиях в 10 и 11 классах учащимся предоставляется возможность выполнять довольно сложные практические работы, в частности, количественного характера. Например, в курсе «Основы общей химии» они определяют эквивалент металла и атомную массу его через эквивалент, а в курсе «Строение и свойства органических соединений» проводят синтезы ряда органических веществ, анализы технических материалов. На развитие у учащихся умения самостоятельно пополнять свои знания особенно положительно влияет выполнение заданий творческого характера. Учащиеся всегда с большим интересом проводят работу, приближающуюся по своему характеру к научному исследованию, она побуждает их к активности, организацию своего труда: составлению предварительного плана поисков, углубленной работе с литературой, выполнению условий проведения эксперимента, самостоятельному вдумчивому оформлению полученных результатов.


Актуально о образовании:

Сущность творческой активности личности
Современному обществу необходима личность, способная к самосовершенствованию и саморазвитию, эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Поэтому очень важно воспитывать духовно богатую личность, уделяя особое внимание развитию творческой активности младших школьников. Проблему развит ...

Биография Д.И. Менделеева
Дмитрий Иванович Менделеев родился 27 января 1834 г. В Тобольске. В семье он был последним, семнадцатым ребенком. Отец учено Иван Павлович Менделеев был сыном сельского священника Соколова. Свою фамилию отец будущего ученого Иван Павлович получил почти случайно. Фамилию давали нередко учителя духов ...

Место проблемного обучения в педагогических концепциях
В теории и практике педагогики в настоящее время существует большое количество разнообразных концепций, теорий, подходов к обучению, основанных на тех или иных образовательных целях, на тех или иных особенностях передачи или усвоения знаний, развития личности учащихся и т.д. Наиболее теоретически о ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru