Влияние телевидения на формирование духовно-нравственных ценностей школьников

Новое о образовании » Влияние телевидения на формирование духовно-нравственных ценностей школьников

Усвоение личностью образцов культуры во все времена и у всех народов происходило, прежде всего, с помощью особого социального института семьи. Именно родители, а затем уже и другие социальные институты общества говорили, каким правилам следовать ребенку, подростку, юноше и девушке. Времена менялись, и родители стали постепенно передоверять эти функции другим - воспитателям, школе, религиозным организациям. В эпоху "экранной культуры" значительное место в процессе социализации личности стали играть средства массовой информации, особенно - электронные. В последние десятилетия огромную роль в формировании личности стало играть телевидение. Роль средств массовой информации в воспитании личности огромна, но обычно недооценивается. Именно телевидение в 1980-е гг. ряд ученых Запада стали оценивать как "воспитателя, не имеющего себе равных".

В России в 1970-1980 гг. шло интенсивное развитие государственного радиовещания и телевидения, постепенно росло число информационных каналов; в то же время увеличивалось число программ для детей, создаваемых для них фильмов и мультфильмов. Начиная с 1990-х гг., картина резко изменилась. С периода провозглашения "гласности" в 1987 г. и начала "перестройки" роль государства в развитии телевещания становилась все меньше, телевидение все больше коммерциализировалось. Особенно резко это сказалось на "детском" теле - и радиовещании. 1990-е гг. - это время потери достигнуто го в советский период уровня вещания для детей, а также это время усиления негативного воздействия телевидения на социализацию личности в целом.

Актуальность выбранной темы продиктована временем. На современном этапе, когда на первый план выходит активизация человеческого фактора, как одного из условий дальнейшего человеческого прогресса, гуманизации общества придается большое значение. И перед школой ставится задача не просто подготовки ответственного гражданина, но и человека, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности младшего школьника. Изменения, происходящие в XXI веке, требуют выявления роли телевидения в формировании духовно-нравственных ценностей.

Нравственные идеалы школьников формируются под воздействием влияния средств массовых коммуникаций. В связи с этим важно определить гражданскую позицию общества и обратить внимание: что контролирует формирование нравственных идеалов у школьников.

Проблемой исследования является создание педагогических условий для нравственного воспитания школьников в процессе учебной деятельности и взаимодействия с современным телевидением. Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание предметов начальных классов и методика их преподавания, но и общая грамотность, соответствие современной общественной формации, знание круга интересов своих учеников, в том числе и их предпочтения в телевизионных программах. Учитель должен знать особенности и законы средств массовой коммуникации, уметь использовать возможности СМК в своих дидактических целях, чтобы направить свою деятельность на нравственное воспитание.

Данная тема активно развивается в работах как отечественных, так и зарубежных ученых. Наиболее интересными с точки зрения заданной проблематики, представляются труды Зазнобиной Л., Пацлафа Р., Шарикова Л.В. и Лемиша Д. Именно им принадлежит важная роль в исследованиях влияния телевидения на детскую психику и становление личности.

Цель работы - изучить влияние современного телевидения на формирование духовно-нравственных ценностей младших школьников.

Объектом изучения выбраны содержание и форма современного телевидения.

Предметом исследования - влияние телевидения на духовно-нравственное развитие школьников.

Задачи.

1. Изучить научно-теоретические основы воспитательной деятельности учителя, систематизировать способы воздействия на формирование духовно-нравственных ценностей.

2. Выявить влияние телевидения на формирование духовно-нравственных ценностей и описать содержательную сторону работы педагога в воспитательном процессе Гипотеза - эффективность работы по воспитанию духовно-нравственных ценностей будет выше, если использовать в своей педагогической стратегии все дидактические возможности современного телевидения.

Теоретико-методологическими основами исследования являются научная литература по психологии и педагогике, педагогические журналы, пособия по педагогике и психологии для студентов вузов, межвузовские сборники научных трудов по проблеме духовно-нравственного воспитания.

Методы исследования.

Анализ литературы по теме исследования.

Анализ мониторинга сетки вещания современных телекомпаний.

Применение статистических данных.

В первой главе "Духовно-нравственное воспитание как педагогическая проблема" изложены теоретические подходы к пониманию проблемы духовно-нравственного воспитания младших школьников.

Во второй главе - "Роль телевидения в формировании духовно-нравственных ценностей" рассмотрены СМК на современном этапе развития общества и их взаимодействие с современной школой.


Актуально о образовании:

Качественные и расчетные задачи по теме «Плотность»
Когда мы, собираясь на каникулы в лагерь, набиваем всё новыми и новыми вещами и без того уже пухлый чемодан, какие из физических величин мы изменяем – m, V? 1. Кусок пластилина скатали в шарик. Какие из физических величин, характеризующих шарик, изменились – m, V? 2. Докажите, что из двух тел равно ...

Использование современных педагогических технологий на уроках биологии
На этапе объяснения нового материала целесообразно использовать следующие виды учебной деятельности: 1. Цветные рисунки и фото. Учебники и методические пособия не могут иметь большой иллюстративный материал, т. к. это резко повышает их себестоимость. Цифровые технологии позволяют при той же стоимос ...

Проблемные ситуации: понятие и типы, способы и правила создания
Независимо выбора метода изложения материала и организации учебного процесса, в основе при проблемном обучении лежит последовательное и целенаправленное создание проблемных ситуаций, мобилизующих внимание и активность учащихся. Форма представления проблемных ситуаций аналогична применяющейся в трад ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru