Связь цели и содержания воспитания

Страница 3

знания о природе, обществе, человеке;

опыт деятельности известными способами;

опыт творческой деятельности;

опыт эмоционально-ценностных отношении.

Виды знаний, которые должны быть предусмотрены в программах, учебниках и в самом учебном процессе:

основные понятия и термины, без которых нельзя понять ни один текст, ни одного элемента знаний. Это относится и к понятиям естественного языка, отражающего повседневную действительность, и к научным понятиям;

факты повседневной действительности и науки, без знания которых нельзя осознать законы науки, без них невозможны убеждения, без них нельзя доказывать и отстаивать свои идеи;

основные законы науки, раскрывающие связи и отношения между объектами и явлениями действительности;

теории, содержащие систему научных знаний об определенной совокупности объектов и о методах объяснения и предсказания явлений данной предметной области;

научные и социальные идеи, которые, став достоянием личности, обусловливают ее отношение к миру, идеалы и направленность деятельности;

знания о способах деятельности, методах познания и истории получения знания, науки;

оценочные знания, знания о нормах отношения к различным явлениям жизни.

Все виды знаний отличаются друг от друга тем, что они играют различную роль при выполнении своих функций в обучении и воспитании, требуют различной организации знаний и приемов обучения.

Содержание опыта творческой деятельности. Важной чертой творческой деятельности является самостоятельный перенос знаний и умении в новую ситуацию, состоящую в том, что, решая какую-либо новую для него проблему, ученик способен использовать ранее усвоенные знания и умения. Можно говорить и о такой черте творческой деятельности, как видение новой функции объекта, когда человек, привыкая к окружающим предметам и их назначению, умеет усматривать в них способность служить иной, неожиданной цели. Другая черта творческой деятельности — самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в новый. Эта черта хорошо известна каждому, кто решал математические задачи, но она необходима в любой области деятельности. К содержанию творческой деятельности можно отнести видение структуры объекта: человек, столкнувшись с ситуацией, проблемой, новым текстом, улавливает все элементы этого объекта, существенное и несущественное их соотношение. Альтернативное мышление, т.е. видение возможных решений данной проблемы, различных способов решения, наличия противоречивых доказательств, иными словами, разностороннее видение объекта (проблемы), построение принципиально нового способа решения (в отличие от других известных или не являющегося комбинацией известных способов решения) — также являются чертами творческой деятельности, все они проявляются не одновременно при решении каждой проблемы, а в различном сочетании с разной силой.

Нормы отношений к миру, т. е. воспитанность, — специфический компонент содержания, так как он состоит не в знаниях, не в умениях, хотя и предполагает их, а в оценочно-эмоциональном отношении к миру, к деятельности, сфера чувств человека не совпадает ни с содержанием его знаний об этой действительности, ни с его навыками и умениями, это особая сфера. «Ничто — ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования .» — писал К.Д. Ушинский. Эмоции всегда содержательны и являются особой формой отражения действительности в отличие, например, от мышления. И.Г. Песталоцци писал, что «прежде чем говорить о какой-либо добродетели, я вызываю в детях живые чувства ее». Именно эмоции более всего способны переходить в область бессознательного, не контролируемого разумом.

Страницы: 1 2 3 4 5


Актуально о образовании:

Понятие тестовой задачи
В обучении математике велика роль текстовых задач. Решая задачи, учащиеся приобретают новые математические знания, готовятся к практической деятельности. Задачи способствуют развитию их логического мышления. Большое значение имеет решение задач и в воспитании личности учащихся. Поэтому важно, чтобы ...

Ориентированный процесс случайного блуждания как метод прогнозирования
Применение аналитических и статистических моделей связано с априорным поиском структуры этих моделей чаще всего при ограниченной информации о характере развития процесса. Определение параметров статистической модели и оценка точности прогноза требуют к тому же наличия необходимых статистических дан ...

Современный урок и психолого-педагогические основы познавательного интереса учащихся
Что нужно для того, чтобы провести эффективный, интересный для учащихся урок? В первую очередь надо знать, каковы условия организации этого урока. Анализ учебного процесса показывает, что имеются две группы условий: социально-педагогические и дидактические. К социально-педагогическим можно отнести ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru