Изобразительная деятельность – это специфическое, образное познание действительности. Поэтому она имеет большое значение для умственного воспитания детей.
Создание изображения ставит перед ребёнком ряд задач, без решения которых процесс рисования, лепки не может быть успешным. Так, для того чтобы изобразить окружающее ребёнка (дом, машину, человека и др.), ему надо иметь отчётливые представления о том, что изображается, надо внимательно рассмотреть предмет, увидеть его основные части, их расположение, величину, цвет, уметь выделить общее и различное в разных предметах. Это требует умения проводить простой анализ предмета, сравнение его частей и разных предметов между собой, делать нужные обобщения, синтез (объединение предметов по сходству формы, строения, цвета). Известно, что сам ребёнок без целенаправленного руководства взрослого процессом анализа овладеть не может.
Рисование, лепка, аппликация детей также являются специфическим средством познания и отражения предметов и явлений реального мира. Но прежде чем появиться на бумаге, в плане, образы складываются в сознании ребёнка в процессе непосредственного чувственного познания – восприятия.
Изобразительная деятельность для своего успешного осуществления требует не просто восприятия предметов, а выявления и фиксирования их свойств: формы, её особенностей, величины, пропорций предметов, их цвета, характерных деталей. Это учит детей внимательно всматриваться в окружающую их жизнь.
Изобразительная деятельность способствует развитию мыслительных операций: анализа, сравнения, синтеза, обобщения.
Для умственного развития детей большое значение имеет постепенно образующийся запас знаний и представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков, цветов. При организации восприятия предметов и явлений важно обращать внимание на изменчивость форм, величин, цветов, разное пространственное положение предметов и частей (птица сидит, клюёт зёрнышки, рыбка плавает в разных направлениях и т.п.).
Задача изобразить тот или иной предмет, явление, поставленная перед ребёнком им самим или педагогом, активизирует его представления, заставляет по-новому их осмыслять.
Актуально о образовании:
Особенности развития и воспитания, учащихся среднего
школьного возраста
Подростковый возраст обычно называют переходным, так как в этот период происходит переход от детства к юности. У учащихся этого возрастного периода как бы переплетаются черты детства и черты, во многом присущие юности, но еще находящиеся в стадии становления и развития. Вот почему подростка ино ...
Интеллектуальные нарушения, причины нарушений интеллектуального развития у
детей
Нарушение интеллекта у детей (умственная отсталость) – это стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, вызванное органическим поражением головного мозга. Именно эти признаки: стойкость, необратимость дефекта и его органическое происхождение должны в первую очередь учитываться при ди ...
Разделение студентов по группам на основе анализа их познавательной
самостоятельности
Демократизация всех сторон экономической и общественной жизни существенным образом отразилась на социокультурные позиции учителей. Состоялось движение механизма саморазвития школы; оказалось, что его источники находятся в творчестве учителей, в их инновационной деятельности. Центральной, если не гл ...